Отрасль такси, в ее в нынешнем виде, обязана умереть

22 Марта 2016 | Николай Логинов, Gudok.ru по материалам круглого стола «Роль информационных сервисов в развитии таксомоторной отрасли и самозанятости населения в сфере такси»

Сервисы таксомоторных услуг и интернет-агрегаторы их вызова в нынешнем виде перестанут существовать. Уже сейчас нужно готовить дорожную инфраструктуру под проникновение беспилотных и летающих автомобилей, заявил интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев
«Отрасль такси, в ее в нынешнем виде, обязана умереть»

фото: iombudsman.ru

Я не вижу особенной роли информационных сервисов в службе такси, потому что я не вижу службы такси в будущем. Если взять информационные сервисы, то они, по большому счету, автоматизируют процессы, вытесняют человеческий труд из цепочек добавленной стоимости. Так работает любая автоматизация. 

Сами по себе системы делятся на централизованные и распределенные. В случае агрегаторов мы получаем децентрализованную, то есть распределенную отказоустойчивую систему, которая позволяет управлять такси. Соответственно, любая инфраструктура, которая достигает какого-то качества и уровня, позволяет легко присоединяться новым пользователям. Аналогичных инфраструктур много: электричество, интернет, радиосвязь и дорожно-транспортная сеть, к которой относится такси. 

Естественно, те требования, которые предъявлялись к таксисту 9 лет назад, не могут быть значимыми в наши дни. То есть обыкновенного сервиса перевозок с помощью такси, как класса, существовать не должно. Потому что на сегодня мы имеем и информационную систему, и систему жизнеобеспечения в автомобиле, и транспортную систему, и систему управления этим комплексом. Уже каждый человек может присоединиться к этой системе и быть ее частью. 
Ответственность он несет в рамках любого права, в рамках получения прав и управления автотранспортным средством. Нужно ли квалифицировать его как какой-то бизнес? Наверное, нет. Имеет смысл его идентифицировать как самозанятого гражданина, который имеет автомобиль - в собственности автомобиль, в лизинге - не важно. 

Агрегаторы (Uber, "Яндекс.Такси" и тому подобные) долго не просуществуют. Потому что агрегаторы - это тоже классическая форма автоматизации диспетчерской службы. Завтра мы проснемся, и в качестве агрегатора будет выступать социальная сеть, в которой люди делятся телефонными номерами служб такси. 

Вспомните, как 15 лет назад мы вызывали такси? Вы спрашивали у друзей: «По какому номеру позвонить?» Записывали его себе его на бумажку и звонили. Вот вам классический пример агрегации информации. 
Любая информационная система позволяет агрегировать информацию и передавать ее от человека к человеку. То есть, другими словами, информационный посредник, которого мы пытаемся зарегулировать или предъявить к нему какие-то требования, - это промежуточное звено. Его скоро не будет. 

И водителя в такси не будет. Поэтому регулировать этого самозанятого гражданина - это заниматься в какой-то истории, которая появилась у нас 109 лет назад (время появления сервиса такси - прим. ред.). Какой смысл, если мы движемся к беспилотным автомобилям и, соответственно, человек, будучи самозанятым, должен купить этот автомобиль, прицепиться к цепочке и получать свою добавленную стоимость от того, что он этот автомобиль сдает в аренду. Вполне возможно, через 2 года люди будут покупать автомобили, присоединяться к общей системе и пользоваться автомобилем, как в системе шеринга. То есть я купил, поставил около дома, кто-то на нем уехал, я точно на таком же автомобиле сам поехал. Тогда возникнет новый агрегатор, который будет предоставлять эти услуги для большего количества людей. Кого в данном случае нам регулировать? 

Конечно, таксомоторные парки как бизнес должны иметь специфические преимущества, которые не будет иметь обыкновенный гражданин, который занимается частным извозом. Это проезд по выделенным полосам движения, это бесплатная парковка в центре города, это налоговые преференции. То есть не ограничительные, а стимулирующие меры для организации легального бизнеса должны предприниматься со стороны государства, чтобы возникала структура движения. 

Кто-нибудь в Париже или на периферии Нью-Йорка пробовал вызвать такси? В Париже это займет минимум 40 минут. В Германии еще хуже. Потому что есть пережитки прошлого, когда муниципалитеты ограничивают конкуренцию в таксомоторных парках - на определенный район может быть только 4 машины, которые имеют право таксовать. Им даже реклама не нужна, потому что местные их знают. А вы, как приезжий, не знаете куда позвонить. Так это выглядит в современных реалиях. 

Внедрить технологию «Яндекс. Такси» или Uber в Париже или Берлине на порядок сложнее, чем в России. Потому что у них архаичная система управления, они не хотят менять структуру общества. Я не вижу смысла выделения отрасли «Такси». Я вижу смысл выделения инфраструктуры и возможность присоединения к ней участников процесса, как экосистемы. 
И на сегодня мы можем самоорганизоваться и по телефону мгновенно обмениваться информацией - где кто находится. Вопрос: мы будем регулировать месседжеры или людей, которые делятся телефонными номерами? 

Структура агрегации в такси похожа на обыкновенную рекламу такси в телефонном справочнике. А все требования, которые предъявляются к отрасли - это только страх общества перед новой технологией, которая ему не понятна, для того, чтобы предъявить сверхтребования с точки зрения безопасности. 
Роль государства, на мой взгляд, унифицирована: это безопасность пассажира - она обеспечивается тем, что водитель сдал на права, имеет стаж, и безопасность процесса движения, включая дороги - это сравнимо с требованиями к коммунальным службам. 

А любой человек должен иметь возможность зарабатывать. Мое мнение: класс индивидуальных предпринимателей нужно отменить за ненадобностью. Каждый гражданин должен иметь возможность зарабатывать, с заработанных денег платить государству налоги и делать это дозволенными способами. Не должен торговать наркотиками, оружием, не должен делать то, что запрещено. И, соответственно, компании - это структура организации. Но чем дальше мы в информационном обществе движемся, тем меньше таких компаний будет оставаться, тем выше будет потенциал частных предпринимателей. 

Судя по анализу внешней среды, по когнитивным технологиям, где российские разработчики занимают лидирующие позиции, через 3-5 лет произойдет проникновение беспилотных автомобилей и летающих такси. Я бы задумался о формировании новых принципов дорожного движения. Принципы движения роботов - это самое важное, что на сегодняшний день нужно придумывать. Когда у нас законодательство будет правильно сформулировано, то количество предпринимателей, людей действия, может валовым образом увеличиться. В Россию пойдут эти люди, потому что у нас будут созданы условия для реализации их потенциала. Сейчас уникальный шанс, потому что большая часть классических государств исторически будет этому сопротивляться. Соединенные Штаты тоже сопротивляются. В выигрыше остаются мелкие государства, которые способны волевым образом это решать. Например, Сингапур - он может себе это позволить. У России такой шанс есть и им нужно воспользоваться. А не думать о том, что так или иначе обязано умереть, включая отрасль такси.
Дата: 
пятница, 25 марта, 2016
Ссылка на первоисточник: 
http://m.gudok.ru/passengertrans/?ID=1331353
+1
-1
-1

Добавить комментарий