Такси vs такси - кто проиграет?

2016 год оказался весьма богат на протесты таксистов по всему миру. Москва, Киев, Париж, Буэнос-Айрес, Джакарта, Коста-Рика… Все они оказались вовлечены в неравный бой, развернувшийся на рынке пассажирских легковых перевозок. Таксисты перекрывали улицы, устраивали митинги и требовали убрать с их дороги сервисы вроде Uber, GettTaxiили Яндекс.Такси. Пока безуспешно.

Удивительно, но в эту борьбу оказался втянут и наш небольшой город. Правда, в Пскове она еще не достигла такого накала, как в иных столицах. Никто пока не жег покрышки на центральных проспектах, не устраивал протестных маршей и не строил баррикады.

У нас подобные сервисы решили выдавить с рынка без особого шума - с помощью административного ресурса и законодательной базы.

Ложка меда

На рынке такси сегодня работают два типа игроков: таксомоторные компании с собственным автопарком и диспетчерские службы - агрегаторы услуг такси. Последние заключают договоры с таксопарками или напрямую с частными водителями, зарегистрированными как индивидуальные предприниматели.

В Пскове ситуация обстоит в каком-то смысле даже проще, поскольку собственным автопарком похвастаться в нашем городе никто не может. Полноценных таксомоторных компаний у нас попросту нет, только диспетчерские службы, которые работают с уже сложившейся базой водителей.

Когда в нашу область пришли известные федеральные сети, то они изрядно смешали карты на псковском рынке такси. Это в столицах балом правят «Яндекс.Такси», Gett и Uber. Регионы им мало интересны, и здесь свою нишу с успехом заняли такие сервисы как «МногоТакси», «Рутакси» (известный по бренду «Везет») или «Максим». Кстати, в момент захода они пытались выступить в традиционной роли – агрегаторов. Но вскоре выяснилось, что агрегировать-то у нас особо нечего, а существующие диспетчерские службы желанием заключать договора с «пришлыми» совсем не горели.

Прежде чем давать правовую оценку деятельности подобных сервисов, давайте признаем неоспоримый факт.  За короткий срок они произвели настоящую революцию в нише такси, обострив конкуренцию до предела. Пассажиры от этого только выиграли. Цена поездки – крайне демократична, и не повышалась, обратите внимание, уже очень много лет. Да и время подачи автомобиля заметно сократилось. Теперь если машины нет в течение пяти минут, мы уже недовольно сдвигаем брови: «Как так?».

Да и опросы ВЦИОМа показывают, что россияне стали вдвое чаще ездить на такси, потому что их устраивает и цена, и качество услуги. Любопытно, что аналитики агентства уверяют, что благодаря тем самым федеральным сетям сократилось количество «бомбил» в городах – почти в три раза!

Бочка дегтя

Пользователи и посредники – довольны, а вот сами водители – не очень, ведь из-за демпинга им приходится работать больше за меньшие деньги. Диспетчерские службы, не готовые к новой ценовой политике? тоже оказались в накладе – клиенты-то уходят.

С мольбами, а иногда и требованиями псковские компании обратились в региональный госкомитет по транспорту и даже написали пространное письмо губернатору области. В нем они заявили, что легальный бизнес пассажирских перевозок в Пскове оказался в неравных условиях с нелегалами. Ведь последние не только не платят никаких налогов, но и штрафные санкции для них гораздо меньше. Более того, в Пскове их не слишком-то и проверяют, считают авторы письма и предупреждают, что через год - полгода все местные компании будут вынуждены закрыться. Ведь уже сейчас, утверждается в письме, две трети городского рынка пассажирских перевозок легковыми автомобилями контролируют нелегальные перевозчики.

К слову, с той поры минул уже год. В некоторых местных диспетчерских службах за это время сменилось руководство, однако о приостановке деятельности ни одной из них что-то не слышно.

Тем не менее, проблемой живо заинтересовались в региональном госкомитете по транспорту. Его председатель Виталий Голиков предложил предпринимателям собраться за круглым столом, чтобы обсудить наболевшее и выработать единую стратегию его решения. Собирались не единожды, дискутировали много, в какой-то момент даже стало казаться, что дальше разговоров дело не пойдет. Однако в середине осени на общественный суд вынесли весьма примечательный законопроект «Об отдельных вопросах организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси и регионального контроля  в Псковской области».

В нем, помимо обязательной окраски автомобилей в определенные цвета, установки номерных знаков с желтым фоном и возрастного ценза транспортных средств, содержится еще одно важное ограничение: службы заказа такси должны быть обязательно зарегистрированы в Псковской области. Кроме того, для них вводятся дополнительные положения, предусматривающие ответственность за  выпуск на линию водителей, не имеющих разрешения на перевозки пассажиров. Звучит вполне благоразумно. Если бы не несколько но…

Недавно региональный законопроект о такси обсуждался на экспертно-консультативном
совете при уполномоченном по защите прав предпринимателей Псковской области

Истина где-то посередине

Вернемся к правовой оценке, и начнем с того, что агрегаторы диспетчерскими службами себя не считают, а называют зачастую IT-компаниями, которые, помогая водителю и пассажиру найти друг друга, лишь предоставляют информационную услугу. Так что формально они не попадают под действие закона «О такси», в нем просто не содержится разграничений «диспетчерская служба такси» и «информационный сервис».

Местные компании обвиняют федералов в недобросовестной конкуренции: мол, «чужаки» не несут ответственности за дорожно-транспортные происшествия, не гарантируют безопасность пассажиров, техническую исправность авто и трезвость таксиста. К тому же, зарегистрировавшись в сервисе, водитель тут же может закрыть ИП, чтобы не платить налоги. И это уже критика по существу. 

Однако, если посмотреть на сводки ДТП с участием такси, особенно самых громких аварий, то их главными героями почему-то зачастую становятся автомобили с опознавательными знаками псковских диспетчерских служб, а не федеральных. Резонно предположить, что статистика немного не верна, поскольку многие водители нередко прячут шашечки и прочие атрибуты, указывающие на частный извоз. И поскольку мы слышим претензии, что именно федералы трещат по швам от нелегалов, то сразу закрадывается мысль, что мы просто не знаем о тех авариях, в которых побывали автомобили, присланные этими службами.

Но вот ведь в чем парадокс. Многие водители не чураются оформлять свои автомобили в фирменные атрибуты такси 089, украшать машины рекламой такси «Везет» или «Максим». Наверняка, вы их немало видели по городу. А теперь вспомните, как часто к вам на вызов приезжали авто без малейшего намека на то, что это такси, даже из самых проверенных местных служб. Уверен, вы вспомните не один и не два примера. Сам нередко видел старательно припрятанные под заднем сиденьем плафоны «Регион 60», 000 и 085.

Ну и если уж совсем начистоту, нередко приходилось слышать от водителей, что и с псковскими службами сотрудничает немало водителей без разрешений, и пьяными за руль садились. Вот тебе и заявленные ежедневные проверки перед выездом на рейс.

Существует мнение, что некоторые водители, ушедшие к федералам, просто не осознают, что работают с агрегаторами себе в убыток. Но это, в любом случае, их выбор. Однако есть в критике перебежчиков и рациональное зерно. Псковские фирмы, как правило, гораздо более требовательны и к внешнему виду автомобиля, и к поведению водителя. Поэтому водители мигрируют в службы, где диспетчеры нередко сидят вообще в другом городе, - контроля меньше.

С другой стороны, совсем уж радикальные кадры и у федеральных информационных служб не задерживаются. Несколько жалоб от недовольных клиентов приводят к блокировке хамоватого обладателя шашечек в системе оператора.  

Нужно ли искать виноватых?

Закон находится пока в стадии публичных обсуждений. Ему еще предстоит пройти правовую экспертизу и набрать большинство голосов в областном Собрании депутатов. Возможно, в заключительном варианте он уже будет неузнаваемо другим, что, к слову, весьма беспокоит местных игроков.

На самом деле, проект закона содержит много любопытных пунктов. Скажем, о единообразии оформления автомобилей такси, что является стандартом практически по всей планете. Или взять тот же норматив о предельном возрасте автомобиля, который призван защитить нас от приезда на заказ «ведра с гвоздями» с приветом из 80-х.

Да и касательно все тех же федеральных сетей в документе много здравых ограничений.

Обязательная регистрация для таких служб в нашей области вряд ли станет серьезным испытанием. Как правило, федералы и так создают юрлицо в каждом субъекте присутствия и назначают регионального руководителя. Запретить диспетчерам работать удаленно вряд ли получится, а вот вменить контроль за водителями – вполне резонно. Тут смущает другой момент, кто будет контролировать исполнение этой нормы, и что мешало контролировать ее раньше?

Еще больше смущает посыл появления этого законопроекта. Со стороны он выглядит не столько заявленным стремлением упорядочить псковский рынок такси, сколько лоббированием интересов местных игроков, которые решили таким образом избавиться от неугодных конкурентов. Конечно, поддержка местного «производителя» – это сейчас даже модно, но может быть, стоит завоевывать рынок более цивилизованными методами?

Предложите такой сервис, к которому псковичи потянутся, за который они будут готовы даже переплатить 20, 50 или даже 100 рублей. Сами, без всяких законодательных обременений, установите возрастной ценз на автомобили и их внешнее состояние. Установите банковские терминалы, придумайте абонементы, научите диспетчеров элементарной вежливости, в конце концов.

Я, например, отказался от услуг известной псковской диспетчерской службы вовсе не потому, что там было дороже. Я устал от раздраженного тона диспетчеров, постоянного отсутствия автомобилей при заказе и непрозрачной тарифной политики: кто-то по счетчику везет, кто-то по душевному велению. И сделал выбор в пользу федеральной сети, потому что это удобно (хочешь по телефону такси закажи, хочешь – через приложение), автомобили приезжают быстро, еще и программа лояльности есть. Если меня этого лишат даже под благовидным предлогом, не предоставив настолько же качественной альтернативы взамен, возможно, жечь покрышки в центре города захочется мне.

Алексей Овчинников

Дата: 
понедельник, 17 октября, 2016
Ссылка на первоисточник: 
businesspskov.ru/rbusiness/buslugi/119181.html
+1
0
-1

Добавить комментарий