Научно-образовательные аспекты совершенствования системы таксомоторных перевозок в Москве

Докладчик:  Блудян Норайр Оганесович, д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Автомобильные перевозки» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), вице-президент ООО «Шанс-Авто»  

Требования, предъявляемые к транспортной системе столицы, как мировому финансовому, спортивному и туристическому центру, подразумевают соответствие легкого такси стандартам международного уровня. 

Система таксомоторных перевозок при своей внешней «простоте» является сложнейшей социальной организационно-экономической  моделью, включающей в себя кроме транспортной составляющей, различные элементы и взаимосвязи в т.ч. экономической безопасности и охраны жизни и здоровья людей. 

Как и во всех подобных системах  и  моделях, закономерности их функционирования, внутренних и внешних взаимодействий в большой степени определяется размерами самой системы. 

В этой связи вполне очевидно, что система таксомоторных перевозок в мегаполисах, как например, в Московском, не может базироваться на тех же «стандартах», что и для городов с населением в 100-200 тыс. человек. 

На наш взгляд организация таксомоторных перевозок в каждом субъекте РФ должна основываться в приоритетном порядке на тех «стандартах», которые направлены на решение проблем, отражающих специфику  конкретного региона (республики, области, края). 

В этом контексте проблема заключается в взвешенном и «справедливом» распределении предметов регулирования между федеральным уровнем и полномочиями субъектов РФ. 

Принятие Государственной Думой Федеральных законов [1,2,3] , последующие законодательные инициативы правительства г. Москвы, в том числе «Соглашение» с Московской областью, предполагали вывод безопасности и качества таксомоторных перевозок на новый уровень. К настоящему времени в Москве получено всего 19 тыс. разрешений, хотя известно, что перевозки, по разным оценкам, осуществляют 50-60 тыс. единиц автомобилей. 

Проблемы совершенствования регулирования деятельности легковых такси в столице достаточно полно отражены в разработанных уполномоченным органом г.Москвы ключевых вопросах регулирования рынка таксомоторных услуг в г.Москве» [4]. Этот документ является общей «Концепцией» коренной модернизации всей системы такси столицы. Реализация «Концепции» требует внесения изменений в действующее Федеральное и московское законодательство, разработку и принятия новых городских регламентов, так называемых таксомоторных стандартов. Без проведения указанных работ вышеупомянутый документ может остаться простой декларацией. 

К проблемным факторам рынка таксомоторных услуг столичного мегаполиса можно отнести эффективность контрольно-надзорной деятельности, уровень профессиональной подготовки водителей, систему диспетчеризации, безопасность и др. 

Рассмотрим отдельные аспекты проблемных факторов, решение которых требует определенного научно-образовательного обеспечения и регулирования. 

1)    «Требования к образовательному уровню работников системы такси»

Наиболее проблемной составляющей в сфере кадрового обеспечения системы такси является водительский состав. По нашему мнению «водитель такси» является самостоятельной квалификационной единицей и для получения этого статуса водитель кроме суть профессиональных компетенций должен подтвердить свое соответствие дополнительным «таксистским» требованиям. 

Общие требования к категории «водитель такси» приведены на рисунке. Допуск к профессии «водитель такси» должен осуществляться на основании специального документа (водительского сертификата, удостоверения и т.д.), который будет выдаваться по окончанию специальных курсов в установленном учебном объеме. Преподавание спецкурсов «Водитель такси» должны осуществлять специально аккредитованные при уполномоченном органе  учебные заведения. 

Мы считаем, что кроме указанных в рассматриваемой «Концепции» знания русского языка и города очень важно введение дополнительных дисциплин: «Знание месторасположения основных объектов достопримечательностей, социального и культурного назначения», «Общие знания истории объектов культурного наследия»,  «Правила этикета и общения», «Специальная медицинская подготовка», «Антитеррористическая подготовка», «Таксистский» английский язык и т.д.

Возможно, что для водителей такси стандартного и премиального класса должны быть сформированы разные по глубине и объему программы обучения. 

kurs_taxi.JPG

 

2)     «Предельное количество и максимальный возраст (пробег) автомобилей такси»

Одним из основных регуляторов рынка таксомоторных перевозок является их предельное количество и, связанное с этим, ограничение предельного возраста (пробега) автомобилей. Эти два параметра в комплексе определяют систему обновления парка и обеспечивают заданный уровень качества услуг и конкурентноспособность субъектов таксомоторного бизнеса. Решение этой задачи является классической научно-технической проблемой и требует соответствующих исследований. 

 

3)    Стандарт «Требования к экологическому классу автомобилей

 

Одним из основных критериев допуска автомобилей на рынок таксомоторных услуг должен стать их экологический класс. Уровень экологического класса автомобилей должен быть установлен на основе анализа фактического рынка и соответствующего технического регламента. Нам представляется, что пороговый уровень экологического класса такси должен приравниваться к требованиям технического регламента на производство. 

Мы рассмотрели только некоторые аспекты функционирования московского такси и требующие научно-образовательного обеспечения. Перечень этих вопросов может быть дополнен, в частности, в части функций и методологий диспетчерского центра и т.д. 

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) считает необходимым создание специализированного учебного учреждения «Национальная академия такси» и просит Национальный совет такси и Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры  г. Москвы поддержать нашу инициативу. 

Литература: 

1.    Федеральный закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» принят Государственной Думой РФ  11 апреля 2011 года

2.    Федеральный закон от 23.04.2012 N 34-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации" принят Государственной Думой РФ  13 апреля 2012 года

3.    Федеральный закон от 28.07.2012 N 131-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" принят Государственной Думой РФ 10 июля 2012 года

4.    Проект «Концепция регулирования рынка таксомоторных услуг города Москвы» http://dt.mos.ru/

+1
+12
-1