Основные направления и практика таксомоторных компаний по обеспечению безопасности пассажиров такси

Докладчик: Богдан Станислав Юрьевич, директор ООО «Пума-Люкс» 

Добрый день,

уважаемые дамы и господа, друзья, коллеги! 

      Прошло немногим более года с момента проведения 1-го Всероссийского съезда работников таксомоторной отрасли. Что принес нам этот год. Бесспорно, есть успехи и достижения, но есть и потери. К успехам можно отнести внесенные поправки, не без участия профессионального сообщества и как итог выход в свет Закона 34-ФЗ, а так же регистрация и создание Национального Совета такси. К потерям можно отнести развал многих предприятий, некоторые так и не восстановились в прежних кондициях, после увольнения своих сотрудников. Ломать, не строить. Люди годами нарабатывали свой опыт,  многие, начиная свой бизнес, не имели представления как правильно его строить. Начав свой бизнес с нуля, сделали его рентабельным без помощи и подсказки государства. Теперь государство решило помочь предпринимателям и подвести деятельность такси под законодательную базу. После чего предпринимателям сказали «до свиданья», ваш опыт и знания ни кому не нужны, а Ваш бизнес должен развиваться по-новому. Читая текст Закона, понимаешь, государство понятия не имеет, как эта отрасль развивалась раньше, отсюда и несуразные статьи Закона, как вести бизнес и развиваться дальше.   

Введение нового понятия – «Самозанятый перевозчик», другими словами водитель – предприниматель, хорошо для бизнеса это или плохо. По словам одного из «родителей» этого нелепого закона 69-ФЗ, господина Свешникова Юрия Юрьевича, нам не надо переживать по поводу определения водитель-предприниматель. Мы должны радоваться, что теперь есть возможность переложить свою ответственность на плечи предпринимателей и ни за что не отвечать. Этот закон просто идеален для нас, как для бизнесменов и он не понимает, почему мы все против этого Закона. Если бы господин Свешников Ю.Ю. писал свой закон (69-ФЗ) именно сейчас в свете своего выступления на 2-ом съезде, сорвав бурю аплодисментов,  полагаю, что и Закон мог бы получиться совсем иным, и не было бы столько негатива со стороны легальных перевозчиков. 

Водитель предприниматель формальности выпуска на линию (медосмотр, осмотр транспортного средства и оформление путевого листа ИП) соблюдает, а может быть и не соблюдает, об этих формальностях ни кто не знает. Он сам себе директор предприятия и ни кому не подчиняется. Проверить факт выпуска на линию, его внешний вид, состояние водителя и состояние транспортного средства не возможно. Между субъектами предпринимательской деятельности (водитель – перевозчик) существует в лучшем случае договор на информационное обслуживание, договор по выпуску предприниматель может и не заключать. В городе появилось не мало предприятий, которые предоставляют услуги по выпуску на линию. Спрос порождает предложения, поэтому этот бизнес успешно развивается. Этот бизнес без последствий для его участников, потому что контролировать не кого. 

Что же происходит на самом деле в нашей отрасли на сегодняшний день. Как, прозвучало в докладе заместителя председателя правления НСТ Марценюка С. В. положение дел с получением разрешений, после принятия поправок в закон с апреля 2012 года увеличилось вдвое по сравнению с предыдущим периодом с сентября 2011 года по апрель 2012 года. С одной стороны это радует, но с другой стороны это настораживает. Более 80% выданных разрешений были получены «самозанятыми перевозчиками» и менее 20% полученных разрешений приходится на долю предприятий перевозчиков. 

Если взять эволюцию развития таксомоторных предприятий, начиная с СССР, все таксопарки работали по полному циклу. По таким, же принципам строилась работа всех коммерческих таксопарков, которые пришли на смену распавшимся советским таксопаркам. Наемные водители, диспетчеры по выпуску, медики, механики, диспетчеры по приему заказов, графики выпуска на линию и прочие штатные сотрудники. Это и есть полный цикл. Любой проверяющий мог прийти и проверить работу и наличие  графиков и журналов и прочих обязательных документов. Что можно проверить сегодня по новым правилам? Да ни чего. Ни сотрудников, ни графиков. Анархия. На многих предприятиях уже ни кого не осталась. Сидит, какая ни будь «девочка», которая выполняет механическую работу по внесению данных по водителю и на автомобиль в базу данных и все. Никто этого даже не скрывает, что для устройства на работу нужно всего три документа (паспорт, водительское, техпаспорт). В таких условиях, когда закон не работает, таксопарки перепрофилируются в диспетчерские так проще.   

Закон был нацелен на улучшение качества предоставляемых услуг и основными задачами закона являлись забота о безопасности потребителя. Я не буду останавливаться, на тех определениях в Законе, которые, по мнению авторов Закона, служат улучшению качества предоставляемых услуг и должны обеспечить безопасность перевозимых пассажиров. Мы все прекрасно знаем, что это не так. С принятием закона вопросов с безопасностью не стало меньше, да и сама услуга не стала качественней.  Как ни крути не понятно, кто выиграл от принятия этого Закона. Одно мы знаем точно легальный перевозчик – от принятия закона ни чего не выиграл и больше того оказался в проигрыше. И как говорит статистика потребитель тоже в проигрыше. Пассажиры порой по часу ожидают машины, даже сделав предварительный заказ, нет ни какой гарантии, что машина придет вовремя и придет ли она вообще. Машин катастрофически не хватает и особенно в час пик или в непогоду.   

Пассажиры не дождавшись машины от службы такси, вынуждены идти «на поклон» к его величеству «бомбиле», а там его примут и разденут, у пассажира другого выхода нет, кроме, как согласиться с «тарифом», если это можно назвать тарифом. И где спрашивается составляющие по улучшению качества предоставляемых услуг. Нужен ли перевозчикам Закон, который не работает и не приносит пользы ни перевозчику, ни конечному потребителю – пассажиру. Я думаю, что ни кто из присутствующих не будет отрицать необходимость закона. Но закон нужен продуманный и взвешенный, который бы учитывал все особенности и специфику бизнеса и регионов в отдельности. Как говорил известный сатирик  М. М. Жванецкий: «Все правильно сделали, а включаешь, не работает, значит, где-то не доработали». 

Раньше, работа строилась вокруг диспетчерских, водители работали на радиостанциях, и каждый водитель дорожил своим рабочим местом и репутацией своей фирмы. Понятно, что научный прогресс не остановить и эра работы на радиостанциях плавно уходит в прошлое, с каждым годом, все меньше и меньше остается предприятий работающих по старинке. 

Водители сейчас получают заказы посредством электронных устройств и могут одновременно работать в нескольких службах такси. Это стало возможным с развитием сетевых компаний, которые оказывают лишь диспетчерские услуги. Развитие диспетчерских служб привело к распаду таксопарков и оттоку водителей из предприятий такси в диспетчерские службы. В этих компаниях никто не требует наличие путевых листов, разрешений и не надо, ни каких документов. Если этот процесс не остановить, то вскоре таксопарков не останется вовсе. 

Принятый закон создал обширное поле и благоприятную среду для «произрастания» нелегального бизнеса и развития сетевых диспетчерских.  

Первое - «бомбилы». Как стояли на прикормленных местах, так и стоят им Законы ни почем, они живут по своим собственным законам и президентом для них - постовой инспектор, у которого свой собственный «Закон». Постовой для них и транспортная и налоговая и «Роспотребнадзор» и мать родная. Не секрет, что кое-кто из «бомбил» получил разрешения и получит еще, но кого мы обманываем, эти водители, как были нелегалами, так нелегалами и останутся, с той лишь разницей, что теперь они будут узаконенными нелегалами с разрешением. На нашем вокзале практически все «бомбилы», которые на своем рабочем месте стоят в полинявших майках и волосатой грудью на распашку, в каких-то выцветших шортах и кривыми волосатыми ногами, которые обуты в пляжные тапочки, имеют разрешения и являются законными «самозанятыми перевозчиками». Ждать от таких водителей поступления в бюджет, наивно и глупо. 

Второе. Заниматься легально бизнесом такси в полной мере сегодня становится не выгодно, поэтому многие фирмы такси перепрофилируются и уходят от привычного рода занятий. Они теперь выполняют «доставки» пассажиров, как товар из магазина или перевозят пассажиров «по заказу», как заказной автобус или вообще стали работать, как диспетчерские. Для того, что бы предпринимателям было выгодно заниматься этим бизнесом, у них должен быть интерес, сегодня кроме крупных штрафов для официальных перевозчиков нет ни чего интересного и привлекательного в этом бизнесе. 

В существующих условиях на плечах легальных  перевозчиков лежит большое бремя ответственности, и они уязвимы для контролирующих организаций. Официального перевозчика легче найти, а значит, если понадобится, то и наказать будет не сложно. 

Бесчисленное количество законов, актов, приказов, постановлений, распоряжений на выполнение и соблюдение которых транспортному предприятию необходимо иметь целую армию штатных сотрудников, что бы вести всю необходимую документацию. И этой канцелярской работы с каждым годом становится только больше. Если посмотреть репортажи по телевидению, то проводятся рейды, контрольные закупки и опять же только в отношении легальных перевозчиков. Причина та же, они на виду и с ними легче бороться. 

Как заявили нам в Департаменте транспорта Краснодарского края, что они вправе в соответствии с Законом контролировать только тех перевозчиков, которые получили разрешения, а тех перевозчиков, которые не получали разрешения они проверять не имеет ни какого законного права. Правильно отметила в своем докладе представитель «Новосибирской Ассоциации Таксомоторных Перевозчиков» Ирина Зарипова, что бюрократия не дает возможности для развития таксомоторных предприятий. 

На сегодняшний день ГИБДД совершенно не работает и не занимается выявлением нелегальных перевозчиков, как того требует Закон. Водители, которые получили разрешения, заплатив за них по 3000 рублей и оплачивают честно все налоги подумывают, а не дураки ли они. Может быть, стоит сдать разрешения и уйти в тень, работы по заказам хватает, оплачивать только за заказы и ни чего больше. 

В прошлом году на встрече профессионального сообщества с представителями власти В.И. Лысаков говорил об интересных инициативах, как-то освобождение легальных перевозчиков от полугодового тех осмотра, потому что они проходят ежедневный осмотр перед выездом на линию, а так же по возвращению. И в этом есть своя логика. Тем более что все знают, по сути, технический осмотр транспортных средств, это простая формальность. При прохождении осмотра нового только что купленного автомобиля из салона, не уверенности в том, что осмотр будет пройден без замечаний. И наоборот автомобиль из разряда «металлолом» если в документы перед началом осмотра была вложена купюра определенного достоинства, пройдет осмотр без сучка и задоринки. Если высказаться прямо, то эту процедуру можно назвать простым словом «бизнес», а сотрудников работающих на этих пунктах – бизнесменами. Так же В.И. говорил о предполагаемой перспективе снижении ставок по ОСАГО и КАСКО для водителей работающих в этой сфере. 

Должна быть заинтересованность всех без исключения бизнесменов в ведении легального бизнеса и не только таксомоторного. Надо сделать так, что бы было выгодно заниматься легальным бизнесом и не прятаться в тень, что бы предприниматели не искали серых или черных схем ведения бизнеса. Необходимо перенести акценты по ответственности за нарушения закона с юридических лиц на физических лиц.  Что бы каждый нелегал понимал, что легально работать экономически выгодней. 

Хотелось бы пожелать нашим коллегам из НСТ в соответствии с регламентом съезда разработать и утвердить основы государственной политики в области такси. Что бы все аспекты работы профессионального сообщества проговаривались только на федеральном уровне, дабы отобрать у региональных властей возможность заниматься самоуправством и что бы они не могли придумывать, каких ни будь дополнительных препонов. 

Как показала практика, региональные власти не могут пользоваться имеющимся инструментом регулирования отношений с профессиональным сообществом и недоброжелательно относятся к представителям профессионального сообщества и не хотят идти ему на встречу (пример: директор Департамента транспорта Краснодарского края Пугачев Д.Е.). Пугачев Д.Е. обещал на встрече депутата Государственной Думы Лысакова В.И. с профессиональным сообществом Краснодарского края, Ростовской области и Республики Адыгея, что он будет открыт для профессионального сообщества, и будет прислушиваться к его мнению. На деле мы видим, что он по-прежнему глух и нем. Надо сделать так, что бы согласно росчерку пера чиновников в субъектах федерации, часть водителей, работающих на предприятиях, не оказалась «за бортом» из-за надуманного ограничение по возрасту автомобиля и по месту расположению рулевого управления или из-за его цвета. В нашем регионе есть такие ограничения, а во многих других их нет. 

Выдача разрешений, разрешение стоит 3000 рублей, если водитель меняет машину и будет ее менять каждый год, то за каждое новое разрешение водитель обязан платить снова 3000 рублей. Наши законодатели этим видом доходов ни как не могут поступиться. В других регионах разрешения выдаются бесплатно. По году выпуска машины, как можно сидя в кабинете определить техническое состояние и пригодность автомобиля к работе в качестве автомобиля такси. 

А для чего тогда государственная служба технического контроля и освидетельствования транспортных средств? Может быть, стоит упразднить эту службу? Чиновник и так уже решил. 

Считаю:

1. Предприятием такси может считаться только предприятие полного цикла.

2. Диспетчерские и сетевые компании должны быть отстранены от ведения бизнеса.

3. Создание новых диспетчерских сделать недопустимым и поставить диспетчерские службы вне закона.

4. Пересмотреть Положение об НСТ и не принимать в члены НСТ предприятия, которые не являются таксомоторными предприятиями. Дальнейшее развитие диспетчерских служб приведет к развалу таксомоторной отрасли и полной анархии в сфере услуг. Этого допустить ни как нельзя.

5. На третий съезд представителей таксомоторной в качестве участников приглашать только предприятия такси, диспетчерские службы если и приглашать, то только в качестве гостей, без права голоса.

+1
+8
-1