Предложения в отраслевую стратегию развития российского такси

Докладчик: Гараев Тахир Саубанович,  заместитель директора ООО «Такси Татарстан» 

 

В настоящее время таксомоторные услуги в РФ нашли свое развитие, в основном, в 2-х направлениях, юридические лица, ИП - имеющие свой автопарк, диспетчерскую службу;  и диспетчерские службы, привлекающие автомобили других юридических лиц и ИП. В  данной конкурентной среде и внутри каждой из этих систем так же идет своя конкурентная борьба.

К рассмотрению вопросов развития таксомоторных услуг в РФ необходимо подходить,  очень осторожно и взвешено, не  исключая ни одно из этих направлений, предоставляя равные условия для  конкурентоспособности всех участников рынка.  Поспешное  принятие решений,  отсутствие  механизмов их реализации приводит, как показала практика, к не желательным последствиям.

В нашей работе в первую очередь необходимо учитывать интересы граждан, как потребляющих услуги такси (качество, безопасность предоставляемых услуг), так и граждан (ИП – субъектов малого предпринимательства) желающих работать в этой сфере  с использованием  своих, принадлежащих и используемых ими на законных основаниях, автомобилей.

В первом случае (юридические лица, имеющие свой автопарк, диспетчерскую), это бизнес одного лица, целями которого являются извлечение доходов  любыми способами при  жесткой эксплуатации наемного труда (водителей) и подвижного состава вопреки  интересам потребителей услуг, работников и общественной безопасности.

Обновление автопарка происходит крайне редко, т.к. расчетное время эксплуатации длительное  (от 3-х лет); 

Высокая вероятность выезда на работу  подвижного состава с техническими неисправностями (не смотря на большое количество «контролеров» в парке), т.к. заинтересованность руководства в высоком коэффициенте выхода авто на линию (0,9%);

В случае обнаружения тех. неисправности водителем при эксплуатации автомобиля во время работы, он не заинтересован съезжать с линии для ее устранения т.к.:

а)  руководством компании  установлен  «денежный план», который водитель должен сдать в конце смены; 

б) имеющаяся неисправность  устраняться за счет водителя, в смену которого она возникла.

Следовательно, водитель любыми способами доработает  с неисправностями до конца смены, а во время сдачи авто в парк промолчит о них (машина не моя, кому надо тот и  исправит, а будут доставать уйду в другой таксоПАРК).  Отсюда высокий  % транспортных средств с техническими неисправностями на линии, что на прямую угрожает БДД.

- График работы водителей не соблюдается по причине острой нехватки водителей, вследствие этого нарушается режим труда и отдыха водителей (переработка, нарушение графичности выхода на линию); 

- Крайне низкая водительская  дисциплина: 

а) Видиофиксация нарушений ПДД – ответственность за нарушение ПДД несет владелец транспортного средства (в данном случае юридическое лицо или ИП), а не водитель ;

б) при ДТП наступает ответственность и владельца источника повышенной опасности (юр. лицо, субъект малого предпринимательства имеющие на своем балансе автомобили), а с водителя причиненный им ущерб, в регрессном и судебном порядке взыскать очень сложно;

в) В свою очередь, руководители таксопарка  сами, из-за низкой рентабельности,  подталкивают водителей идти на нарушение соблюдения режима труда и отдыха, ПДД, и т.д.

- За качество обслуживания пассажиров борются Юридические лица, ИП, и в меньшей степени водители. Цель водителя,  как можно скорее обслужить пассажира пренебрегая в своей работе:

а) вежливостью, тактичностью, использованием таксометров, точностью расчета с клиентом и т.д.;

б) подачей на заказ авто надлежащего внешнего, внутреннего и технического состояния.

За не качественное оказание услуг по перевозке пассажиров, водитель, в соответствии с КЗоТ РФ, уволен быть не может.

С целью исключения случаев  выезда Т.С. на линию с техническими неисправностями, допуска к работе водителей с признаками алкогольного опьянения, необходимо создать не зависимые центры по мероприятиям, связанных с выпуском транспортных средств на линию и допуском водителей к работе.

Обеспечение граждан рабочими местами ограничено, т.к. они определяются количеством подвижного состава у юридического лица.

            Во втором случае (диспетчерские службы, привлекающие автомобили других юридических лиц и ИП), это совместный бизнес, в котором участвуют несколько (без ограничения) субъектов малого предпринимательства (самостоятельных, полноправных партнеров), связанные между собой одними интересами – качество оказываемых услуг, исправный транспорт, безопасность дорожного движения, достойный заработок каждого:

- Постоянное обновление привлеченных автомобилей. ИП заинтересован в постоянно исправном, ухоженном принадлежащем ему, автомобиле. В случае обнаружения неисправности при эксплуатации, водитель тут же съезжает с линии для его  устранения, тем самым, предотвращая преждевременный износ авто.

- Свободный график работы. Водитель сам устанавливает для себя временные отрезки работы, которые  в свою очередь не могут превышать 10 часов в сутки, т.к. программа, установленная  диспетчерской службой на его оборудовании, с помощь которой он открывает смену, работает не более  10 часов, с момента начала его смены. Что бы возобновить работу, должно пройди не менее 12 часов.

- Личная, водительская дисциплина находится на более высоком уровне, чем у водителя, работающего по первому варианту, т.к. будучи ИП и водителем одновременно, он несет за допущенные им нарушения  ПДД, ДТП и т.д. всю полноту административной и материальной ответственности.

За не качественное оказание услуг по перевозки пассажиров с ИП (водителем) договор, может быть, расторгнут в любое время.

 Обеспечение граждан рабочими местами не ограничено, т.к. к работе могут быть привлечены все желающие граждане, имеющие статус ИП (субъекты малого предпринимательства) и «разрешение» на автомобиль. В этой связи, диспетчерские службы, с целью поддержания высокого уровня оказания, не только информационных, но и таксомоторных  услуг гражданам  постоянно внедряют и используют  передовые технологии, тем самым, выводя на новый уровень развития это направление субъектов малого предпринимательства. 

В этой среде  не легальные таксисты, из-за невозможности конкурировать с высокими технологиями, легализуются, заключают договора на оказание информационных услуг с диспетчерскими службами. Выигрыш для всех очевиден.

При монополизации диспетчерских услуг, в своем роде единственной, работающей в не конкуренции, как это сегодня предлагается,  это не возможно. Итог - с точностью на оборот.

Диспетчерские службы, объединяя вокруг себя субъектов малого предпринимательства, играют большую роль  в формировании тарифов на оказание таксомоторных  услуг.

 

На Съезде профессиональное сообщество обсуждает проект «Основ государственной политики в области таксомоторного обслуживания населения Российской Федерации», включающего в себя-

1. Механизм централизованного обновления парка транспортных средств

За счет кого будет обновление (федеральные?, региональные?, муниципальные?  программы с выделением денег, поставкой авто, или за счет средств субъектов малого предпринимательства?). Обновление парка будет происходить с навязыванием определенного производителя, марки и цвета авто? Если да, тогда четко прослеживается коррупционная составляющая в решении данного вопроса.

Выводы очевидны, т.к. в этом процессе участвует и целая армия граждан (субъектов малого предпринимательства), которым заведомо будут ставиться очередные, заранее спланированные не преодолимые барьеры, вследствие чего они опять будут уходить в нелегалы.

Обязательно и срочно необходимо решить вопрос с цветовой гаммой автомобилей. Настойчиво потребовать от руководителей регионов о необходимости установить не менее 3-х распространённых базовых цветовых гамм  и их оттенков. Работники ГИБДД, останавливая автомобили такси, сличают видимые цвета автомобилей с записями в регистрационных документах.  В регистрационных документах запись – Айсберг, Топленое молоко, Ярко белый и т.д. на самом деле видимый цвет белый. ИДПС подходят к данному вопросу буквально, демонстрируя записи в регистрационных документах, говорят водителям, что цвет их автомобиля не белый и как следствие протокол, судебные разбирательства и очень негативное отношение к ВЛАСТИ (законодателям, МВД, судебной системе и т.д.).

 Предлагается - разрешить использовать автомобили в качестве такси любого цвета.

2. Основные направления дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы

В РФ в различных отраслях малого предпринимательства используются устоявшиеся и уже устаревшие технологи, формы и методы работы. Но время не стоит на месте и требует, на стадиях развития общества, своевременного, постоянного обновления  и внедрение технологий, форм и методов работы.  Однако нормативно-правовая база не успевает за этим процессом и становится его тормозом.

С чего начать? Необходимо, срочно, провести ревизию правовых норм  регулирующих не только взаимоотношения на автомобильном транспорте, но и те, которые пересекаются с  ними, и  пересмотреть их.  А также  документы, устанавливающие стандарты ГОСТы, ОСТы и т.п. Зачастую, одни противоречат другим (ГОСТы Федеральным законам), создавая правовой колбас.  В этой среде очень хорошо себя чувствуют большинство чиновников (беспредел, процветание коррупции). А что делать и куда деваться субъекту малого предпринимательства? Как в таких условиях можно развиваться?

Свести в единый сборник документы, регулирующие рассматриваемые правоотношения.  В связи с тем, что отдельные нормы права трактуются по-разному, необходимы юридические, электронные адреса, телефоны по которым можно обратиться за их разъяснением (единый правовой центр).

Предусмотреть ответственность региональных чиновников за не исполнение,  затягивание исполнения Законодательства РФ. Так, например, затянуто исполнение ФЗ № 69 от 21.04.11г., ФЗ №34 от 23.04.12 г. в части заключения соглашений между субъектами РФ по осуществлению перевозки пассажиров и багажа легковым такси по территориям иных субъектов РФ. Это обстоятельство вызывает не довольство и негодование не только у представителей малого предпринимательства, но и у граждан, в результате которого у них возникает масса неудобств (по сути, пользование такси с пересадкой и не понятными тарифами).

В настоящее время ставится вопрос об ответственности в отношении диспетчерских служб, передающих заказы нелегальным перевозчикам.  И это правильно, только при рассмотрении этого вопроса необходимо отделить «котлеты от мух». Если диспетчерская служба заключает договор на оказание информационных услуг  с нелегалом-таксистом, заведомо зная об этом, тогда эту «диспетчерскую» службу в обязательном порядке надо привлечь к административной ответственности. Но если диспетчерской службе при заключении договора субъектом малого предпринимательства, были предъявлены все разрешающие документы на осуществления данного вида деятельности, включая и разрешения на автомобили, которые будут использоваться для оказания таксомоторных услуг, но впоследствии, по каким-то причинам этот субъект малого предпринимательства  прекратил свою деятельность, разрешения на автомобили были отозваны и сданы в уполномоченный орган, а автомобиль продолжает использоваться для получения диспетчерских услуг по причине не расторжения договора с диспетчерской службой, то, согласно норм права, привлечь к какой-либо ответственности эту диспетчерскую службу нельзя. На том простом основании, что ни одно юридическое лицо (за исключением специальных образованных для этих целей организаций)  не имеет законных прав осуществлять контроль за деятельностью других юридических лиц и ИП. В настоящее время такими правами (в соответствии с  ФЗ № 69 от 21.04.11г., ФЗ №34 от 23.04.12 г.) наделены уполномоченный орган, ГИБДД и граждане.

3. Развитие информационных технологий, совершенствование методов регионального государственного контроля

Внедрение информационных технологий должно быть одной из приоритетных задач.

Необходимо четко и ясно прописать, кто и что контролирует, с указанием их прав.

4. Создание системы профессиональной подготовки.

В каком виде это должно быть? Безусловно, субъекту малого предпринимательства, имеющему на своем балансе подвижной состав: необходимо иметь специалистов прошедших обучение и аттестацию по программам «Организации перевозок автомобильным транспортом в РФ»,  «Обеспечение Безопасности Дорожного Движения», «Квалификационная подготовка контролера-механика, ответственного за техническое состояние транспортного средства перед выпуском на линию».

На базе существующих учебных комбинатов разработать  учебные программы по переподготовке водителей - любителей в водители - профессионалы. 

Составить и издать справочник нормативно-правовых актов, необходимых в работе малого предпринимательства в области оказания информационных и транспортных услуг населению.

 

Предложения в отраслевую стратегию  развития Российского такси.

- предоставить равные условия для  конкурентоспособности всех участников рынка.  Рынок такси, в большей своей степени, надо рассматривать как саморегулирующую систему.

- ревизия правовых норм регулирующих не только взаимоотношения на автомобильном транспорте, но и тех, которые пересекаются с  ними, и устранение противоречий в существующих законодательных актах. А также,  документы устанавливающие стандарты ГОСТы, ОСТы и т.п.

- наличие государственных программ поддержки легальных участников рынка перевозки пассажиров и багажа легковым такси.

А) общеобразовательные – финансирование или компенсирование государством. Работа должна проводиться через службы занятости.

- на базе существующих учебных комбинатов разработать  учебные программы по переподготовке водителей – любителей в водители - профессионалы. 

Б) экономические

1. работа через коммерческие банки, лизинговые компании (компенсация выпадающих доходов банков в части кредитования малого и среднего бизнеса такси)

2. страховая часть. Ставки завышены для автомобилей такси. Компенсировать за счет государства или внести изменения в законы, запрещающие делать накрутки для такси.

- поддержка новых информационных и технических технологий.

- создание независимых центров по мероприятиям связанных с выпуском транспортных средств на линию и допуском водителей к работе.

+1
+11
-1