Проблемы реализации 69-ФЗ и 34-ФЗ в Ульяновской области и пути их решения

Докладчик: Фролов Михаил Николаевич, директор Некоммерческого партнёрства «Ульяновское областное объединение операторов такси»

                         
После принятия Федеральных законов, регулирующих деятельность такси, мы рассчитывали на серьезные перемены в отрасли. Между тем, законы начали действовать очень вяло с минимальной отдачей. Полиция, как и налоговики, плохо видят уличных «бомбил», зато хорошо видят легальных таксистов. Проверяют в основном тех, кого можно, а не кого нужно. От принятия закона пока страдают только легальные службы такси. 

Поле для проверок извозчиков, работающих легально – широчайшее: небольших нарушений может быть множество. Это и неправильно заполненный путевой лист, недочеты в документации и символике. Поэтому штрафуют и проверяют легальные такси. Их проще отследить и наказать. «Бомбилу» вычислить сложно. Его-то как раз надо сначала поймать, потом доказать его вину. Власти этим заниматься не хотят.

Вот и получается, что закон пока работает против тех, кто вошёл в правовое поле. Еще необходимо привести Федеральную нормативно– правовую базу в соответствие, как с современными экономическими условиями, так и с принятыми федеральными законами.

В субъектах Российской Федерации требуется аналогичная работа по созданию региональных систем таксомоторного обслуживания населения. В большинстве муниципальных образований нет даже стоянок такси. Такси есть, а стоянок нет - нонсенс.

Это порождает почву для поборов с таксистов. Необходимо четко определить требования к таким стоянкам, ввести систему их паспортизации. Есть ГОСТ, но его требования не совпадают со ст.121 постановления Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112 г.

Кроме того, необходимо внести поправку в ПДД: запретив остановку прочих транспортных средств в зоне действия знака 5.18 «место стоянки легкового такси», как и в случаях с маршрутными ТС.

Очень непонятно выглядит система контроля за исполнением принятых законов.

ГИБДД, на которую возложена основная часть контроля, не проводит контрольных закупок, а лишь останавливает автомашины, которые имеют признаки такси. Владельцы таких машин, чаще всего, уже все оформили и получили разрешения. Те, кто работает без разрешений, обычно не ставят ни каких опознавательных реквизитов, а работают по заказам с диспетчерскими службами.

Такая методика работы не позволяет выявить нелегальных перевозчиков.

ФНС проводит контрольные закупки, но, в связи с малочисленностью сотрудников, занимающихся контролем, их рейды настолько редки и малозначительны, что никого не пугают. В Ульяновской области ИФНС провели контрольные закупки, аж 20 штук на область и наказали по 500 р. некоторых нарушителей (из 6000 работающих в области).

Разумеется, нелегалы задрожали. Да и наказание по статье 14.1 КоАП (которую они могут применить) очень мало.

Уполномоченный орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (в нашем случае это Министерство промышленности и транспорта Правительства Ульяновской области), имея возможность привлечь к административной ответственности по ст. 11.14.1 КоАП РФ, не могут этого сделать, поскольку водители попросту отказываются предъявлять документы для составления протокола. К тому же в этом органе не хватает штатов, для того, что бы работать с такси.

Еще одной преградой в осуществлении контроля за работой такси является ст.12.4 п.2 и ст.12.5 п.4.1 КоАП РФ, в которых сказано, кроме всего прочего, «с конфискацией указанных устройств». Это означает невозможность использования технических средств для фиксации нарушений законодательства о такси. Фотографии, представленные в УГИБДД, на которых четко видно государственный номер автомобиля и наличие на крыше фонаря оранжевого цвета, при отсутствии у водителя разрешения, не дают возможности привлечь водителя к административной ответственности по указанным выше статьям, поскольку не изъят фонарь.

Понятно, что законодательство недоработано и не действует. Об этом можно много рассуждать, но сколько не говори «халва, халва…» во рту слаще не станет.

Для того, что бы каким-то образом выправить ситуацию у нас в регионе, не дожидаясь Федеральных решений, принимаются конкретные меры. Так создана постоянно действующая рабочая группа по контролю за перевозкой пассажиров и багажа легковыми такси. В эту группу входят представители различных структур: УГИБДД, УФНС, УГАДН, УМВД, Министерство промышленности и транспорта Правительства Ульяновской области, НП УОООТиДС. При проведении контрольной закупки, например, налоговой службой, протоколы составляют все остальные контрольные органы, по принадлежности. В результате ни одно нарушение не остается безнаказанным.

Один из предлагаемых выходов из данной ситуации – создание института общественных инспекторов, в полномочия которых будет входить контроль за исполнением всех положений по перевозкам пассажиров и багажа легковыми такси.

У нас в регионе  уже  организуется ДНД, которой передаются полномочия по контролю за работой общественного транспорта. Во-первых: сами таксисты (они же дружинники) лично заинтересованы в удалении с рынка нелегалов. Во-вторых: количество таксистов и их географическое расположение позволит охватить контролем весь регион. И в-третьих: такая система организации контроля не требует больших бюджетных вложений, при этом дает серьезные результаты. Необходимо лишь дать полномочия подобным институтам региональным законодательством, а может даже закрепить такую норму на Федеральном уровне.

А вообще, на наш взгляд, больше полномочий по организации перевозок пассажиров и багажа автомобилями такси необходимо передавать регионам. Ведь на местах лучше видно как нужно организовать дело.

Практика Москвы или Санкт-Петербурга, например, никак не приемлема в Ульяновске и т.д.. Даже проблемы в разных регионах разные. Так один из регионов предложил поправку к закону (нужную, своевременную) по ответственности диспетчерских служб за передачу заявок лицам без разрешения. Безусловно такая ответственность должна быть, но…

В проекте опять же сказано «передача заказа … индивидуальному предпринимателю, не имеющему разрешения…». В нашей области такая формулировка не подходит, поскольку все, не имеющие разрешений, не являются предпринимателями. И данная поправка у нас в регионе работать не будет. Необходимо дать возможность регионам определять, кто будет выдавать разрешения, кто будет осуществлять контроль и в каком порядке по всем статьям КоАП, а не только по ст.11.14.1. Иногда удобнее некоторые функции передать на уровень МО, но сегодня этого сделать невозможно, поскольку Федеральный Закон твердо обязывает «…разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации»

 Кстати, ответственность диспетчерских служб необходимо прописать более подробно.

В постановлении Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112 г. четко сказано: «Перевозка пассажиров и багажа легковыми такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя». И нигде не сказано, ничего о посредниках. Есть, правда, такое положение: «Заказ фрахтователя принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя.» Но это опять же представитель фрахтовщика, стало быть, несущий ответственность наравне с ним. И не может быть фрахтовщиком физическое лицо, не имеющее разрешения на право перевозки пассажиров и багажа легковым такси, а, стало быть, у него не может быть представителя. Нужно только четко дать определение, что диспетчерская служба – является представителем фрахтовщика и несет ответственность так же, как и он за работу без разрешения и другие нарушения.

Я не знаю, как это выглядит в других регионах, но у нас в Ульяновской области такси – это малоприбыльный бизнес. И, чаще всего,  водитель-предприниматель не может себе позволить нанять бухгалтера. Очень удобная вещь патент, но стала слишком дорогой. Необходимо изыскать возможность снижения налогового бремени. Необходимо также унифицировать платежи водителей предпринимателей. Что я имею в виду. Необходимо сделать так, что бы в стоимость патента входили все платежи, включая страховые и пенсионные сборы. Что бы водитель, человек далекий от бухгалтерских дел, просто заплатил необходимую сумму, а чиновники-специалисты рассылали ее куда нужно. Даже самые простые отчеты и перспективы беготни по разным организациям отпугивают работяг от официальной регистрации.

Надеюсь, что сегодняшняя наша встреча даст конкретный результат и мы будем услышаны.

Спасибо за внимание

+1
+19
-1