Провальная реализация Федерального законодательства о такси в Курганской области – причины и последствия

Докладчик: Лавров Олег Адольфович, исполнительный директор Некоммерческого партнёрства  «Регионтранс» 

 

1. Закон не исполняется или ненадлежаще исполняется по следующим причинам:

  • По нашему мнению, практика исполнения 69-ФЗ показала, что концепцию исполнения самого закона необходимо доработать, особенно в той части, где речь идет о конкретных контролирующих органах.
    • Картина: администрация небольшого города или ПГТ, напротив – автостанция или жд/вокзал, немного в стороне – местный торговый центр, с другой стороны – рынок, банк, почта, собес. Из окон администрации прекрасно видно, как работают нелегальные таксисты, возят людей.
    • Тут же, рядом – экипаж ППС, который бдительно следит за соблюдением законности в данном населенном пункте, высматривает пьяных или старушек, незаконно торгующих продукцией с огорода в неположенных местах.
    • Таксисты трудятся, не покладая рук, причем, в основном, нелегальные таксисты. И они хорошо знают, что им ничто не угрожает – на их машинах нет фонарей и цветографической раскраски, машины ДПС появляются здесь не часто, а основные контролеры находятся в областном центре, за несколько десятков или сотен километров.
    • Отдельно о ГИБДД: сегодня на 24 района Курганской области приходится от 14 до 16 экипажей. Иными словами, на один экипаж иногда приходится до 3-х районов подконтрольной территории. В таких условиях говорить о соблюдении закона о такси просто не приходится – тут бы за день успеть на все ДТП, которые происходят в разных концах огромной территории.
  • Существует необходимость включить местные власти в процесс реализации 69-ФЗ:
    • Именно муниципальные чиновники владеют всем объемом информации о том, кто из перевозчиков является легальным, а кто нелегальным. Местные власти имеют право проводить на своей территории любые акции и мероприятия, не противоречащие действующему законодательству и отвечающие интересам граждан. Однако даже информация о том, что нелегалы отбирают заработок у муниципальных предприятий-перевозчиков, не заставляет власть действовать в интересах граждан и законопослушных компаний (или заставляет в очень редких случаях).
  • Понуждение легальных таксистов к переходу в разряд нелегалов через избыточные проверки компаний и организацию "мнений возмущенных граждан":
    • Соблюдение законодательства о такси, соответствие компаний и автомобилей этому законодательству заставляет перевозчиков нести дополнительные траты на медиков, механиков, оборудование машин, работу с персоналом. Естественно, что цены на перевозку у легальных таксистов всегда хоть немного, но выше, чем у нелегалов. И нелегалам очень легко организовать волну недовольства населения в отношении легальных перевозчиков, особенно в небольших районных центрах и городках. Одним из способов организации такой волны является появление нескольких десятков обращений в прокуратуру и налоговые органы в отношении легальных таксистов. Эти учреждения не могут (не имеют права) не реагировать на обращения граждан, что приводит к неплановым проверкам легальных таксистов со стороны вышеупомянутых органов. А это в значительной мере осложняет работу, как компании, так и водителям.
  • Демонстративное безразличие местных властей в отношении деятельности нелегальных таксистов:
    • Местные чиновники прекрасно знают, где именно находятся места скопления нелегалов в маленьких городах и райцентрах: около авто и железнодорожных станций, крупных магазинов, рынков, учреждений власти. Более того, нелегалы и не думают скрываться, они более организованы и способны дать отпор легальным перевозчикам, когда речь заходит о законности работы на рынке такси. Очень часто бывает так, что местные чиновники видят стоянки нелегальных таксистов из окон своих кабинетов. При этом рядом, как правило, стоит машина ППС местного ОВД и «блюдет» законность. Людей в машине ППС интересуют, как правило, нетрезвые и шумящие граждане, а также старушки, которые пытаются продать свой пучок укропа рядом с людными местами. Прямые и злостные нарушители федерального законодательства их не интересуют: некоторые из них в друзьях у сотрудников полиции, некоторые – одноклассники, некоторые – родственники. Кроме того, таксисты зачастую приплачивают сотрудникам полиции за охрану от особенно настырных легальных перевозчиков – все давно поделено, каждый работает на своей точке. Хочешь зарабатывать – давай рекламу, пусть тебе звонят, а сюда не лезь, если тебе твои машины дороги.

2. Предложения по изменению положения с исполняемостью 69-ФЗ:

  • Внесение законодательных изменений (поправок) в Закон о местном самоуправлении №131-ФЗ:
    • Местная власть обязана оперативно реагировать на любые правонарушения на вверенной территории. Ситуация, при которой публично и мирно сосуществуют правоохранители и правонарушители, подрывает доверие к власти, в первую очередь местной. Гражданин не обязан знать, кто именно отвечает за исполнение федерального законодательства о такси, гражданин видит очевидные результаты – нелегалы живут спокойно, власть их не трогает. Это приводит к деградации взаимоотношений между населением и местными властями.
    • Именно поэтому необходимо возложить часть ответственности за исполнение федерального законодательства и на муниципальные власти. В нынешнем виде отношения муниципальных властей к фактам нарушений на собственной территории – это юридический казус, который должен быть исправлен.
  • Законодательное ограничение доступа нелегальных перевозчиков к рекламным носителям, внесение поправок в законодательство о рекламе:
    • Основным каналом для подпитки нелегальных компаний новыми водителями с личным автотранспортом являются рекламные носители – от газет и бегущей строки на телевидении до объявлений на рекламных щитах около подъездов, в лифтах, на бортах общественного транспорта. Более того, широко распространена практика самовольного размещения рекламы в местах, для этого не предназначенных – на столбах, заборах, стенах зданий, асфальте. Самое печальное, что местные власти никак не реагируют на незаконную рекламу.
    • В связи с этим необходимо на законодательном уровне ограничить доступ нелегалов к рекламе в СМИ и местах скопления населения: есть разрешение на работу – милости просим, нет разрешения – рекламы не будет.
  • Изменение уровня ответственности за нелегальные перевозки: при втором и последующих случаях фиксации нелегальной деятельности вменять виновному ответственность за незаконное предпринимательство, с изъятием средства незаконного обогащения и помещения автомобиля на штрафную стоянку ГИБДД до решения суда по административному производству;
  • Введение обязательности пропаганды легальных такси во всех муниципальных образованиях;

Выводы:

1.      Деятельность таких такси, как «Максим», разлагает рынок таксомоторных услуг. Нелегалы прекрасно знают, что можно работать вне рамок закона, у них есть примеры такой успешной работы. Следовательно, борьба с нелегалами может перерасти в некое подобие игры в догонялки: у региональной власти нет ресурсов для обеспечения законности, а нелегалы всегда на шаг впереди, изыскивая все новые и новые методы ухода от легальной деятельности. В частности, некоторые уже додумались до того, что получив разрешения на перевозку, снимаются с налогового учета: со стороны ГИБДД претензий к ним нет, а контролирующие органы могут придти с проверкой только через год.

2.      Для изменения положения дел на этом рынке законодательная власть обязана подключить все имеющиеся ресурсы: изменить законодательство о местном самоуправлении и закон о такси, изменить законы о рекламе, изменить и ужесточить КОАПП, ввести в процесс реализации закона местные власти, подключить СМИ, начать пропаганду легальных такси по всей стране. Власть должна донести до всех перевозчиков одну простую мысль: быть нелегалом невыгодно и опасно.

http://www.youtube.com/watch?v=pykzG63bWEI

+1
-27
-1