Упрощение документооборота при выпуске и контроле ТС на линии

Докладчик: Зарипова Ирина Викторовна, Новосибирская Ассоциация Таксомоторных Перевозчиков

В первую очередь хочется разобраться в правилах и требованиях к Перевозчикам такси, а также выяснить какие правила и нормы действительно повышают БДД, а какие остаются до сих пор формальностью.

Немного вспомним историю отрасли

До 2005 года, деятельность такси контролировалась Российской Транспортной инспекцией, которая выдавала лицензию предприятиям, контролировала соблюдение лицензионных требований, и могла отозвать лицензию за грубые нарушения требований. Также существовали правила, требования, нормативные документы которые должны были выполнять автотранспортные предприятия.  

Потом лицензию отменили, и на рынке такси образовался хаос, кто-то по-прежнему соблюдал нормы и правила, которые перестали контролировать уполномоченный органы, кто-то нет. Также в этот период как грибы стали расти диспетчерские службы, которые очень хорошо наладили работу по приему заказов такси, используя современные технологии, но при этом, абсолютно не контролируя транспортные средства и водителей, которые выполняют заказы. 

Вот и получается ситуация, что перед пассажиром не несет ответственность ни диспетчерская служба, ни водитель. Потому что Диспетчерская служба позиционирует свои услуги, как информационные, а водитель, просто как физическое лицо, получающее информационные услуги, и при наступлении каких-либо ситуаций, пассажир даже не всегда может доказать, что он пользовался такси. Также отмечу, что контролирующие органы, не могут применить никаких действий, ни к Службе, ни к водителю. При этом диспетчерские службы вкладывают в рекламу миллионы рублей, на каждом углу висит наружная реклама, но эти фирмы никто не замечает, ссылаясь на то, что у них нет разрешений, поэтому уполномоченный орган не вправе их проверять. 

В случае с таксопарками получается картина следующая. Организации со своим парком раздувают штат, чтобы вести всю документацию, соблюдать правила. Например, в Новосибирске заводят наблюдательное дело в ГИБДД и потом Перевозчиков начинают бесконечно, проверять, а в данном случае при большом документообороте всегда найдется, то за что можно выписать предписание или протокол. Особенно часто выписывают предписания организациям, когда у ГИБДД стоит план проверок и план протоколов.

Таким образом, к компаниям с собственным парком, слишком пристальное внимание, потому что их легко найти, и легко наказать, а компании диспетчерские никто не проверяет, потому, что у них только информационные услуги, водителей двигающихся в потоке без опознавательных знаков просто не вычислить.


С 2011 знаковый закон ФЗ-69, ввел разрешительную систему такси. По новым правилам Перевозчики обязаны иметь разрешение, цветографическую схему и оранжевый фонарь такси. И контролирующими органами будут, как и раньше ГИБДД, но вместо РТИ уполномоченный орган Министерство транспорта, которое обязано проверять и контролировать Перевозчиков.

Однако, ситуация, так и не меняется. В начале 2012, в Новосибирске были проверены несколько организаций органами ГИБДД, которые имеют собственный парк такси, но при этом не было ни одной проверки среди диспетчерских служб. На наш вопрос о плане проверок среди диспетчерских служб, в ГИБДД дали ответ, что нет наблюдательных дел- нет проверок. Очень сильно подозреваю, что плановые проверки Министерства Транспорта будут по такому же принципу, кто получил разрешение, тех проверят, а кто продает информационные услуги, при этом в базе водителей имеет несколько тысяч автомобилей с водителями, избегут проверок.

Вот и получается рынок один, а правила для всех разные. И сложности возникают как раз у легальных перевозчиков, а тех кто бомбит или ездит по заявкам у диспетчерских служб, без опознавательных знаков никто не проверяет, и не хочет заниматься доказательной базой о нелегальном предпринимательстве.

Самое главное нужно определить, кто и каким образом должен заниматься оперативной деятельностью по выявлению нелегальных перевозчиков, проводить контрольные закупки.

Мы обращались в Министерство Транспорта, в ГИБДД, в БЭП, ответ у всех вышеперечисленных инстанций был один, что выявление нелегальных перевозчиков не их сфера деятельности.

Также хочу обратить, внимание, что мы не склоняемся на сторону таксопарков или сторону диспетчерских, на рынке должны работать различные предприятия, как со своим парком, так и без. Но при этом хотелось бы сделать акцент на том, что правила работы должны быть одинаковыми, диспетчерская, также должна иметь представление, о том, какой автомобиль она выпускает, и в каком состоянии водитель за рулем.

Поэтому предлагаю рассмотреть, какие требования сейчас необходимо соблюдать при осуществлении деятельности такси, внести предложение по упрощению, и обязать диспетчерские службы, контролировать автомобили и водителей, которые выходят на линию. 

Наблюдательное дело в ГИБДД, (в соответствии с приказом МВД № 1240 от 07.12.2000), автотранспортные предприятия, обязаны его заводить, и до недавнего времени, без Наблюдательного дела не могли получить техосмотр, каждые полгода. Предлагаю его отменить, так как в данное время во всех министерствах транспорта ведется реестр выданных разрешений и посмотреть, кто ведет деятельность такси, а также, сколько единиц подвижного состава, для ГИБДД не проблема.

2. Ежегодная подготовка водителей, техминимум - 20 часов занятий. Проводить такие занятия может либо автошкола, стоимость от 500 рублей за одного человека, либо работодатель который, проводит курсы самостоятельно, если есть класс БДД. Работодатели независимо от форм собственности обязаны это делать в соответствии с законом (найти положение о БДД). Сейчас это, наверное, никто не делает, скорей всего даже не знает, зачем это делать. Но формально это требование остается и при проверке могут выписать штраф за отсутствие.

Также еще есть нюанс, что у многих компаний такси существует огромная текучка кадров и совсем немного водителей дорабатывают до года в одной компании. Просьба пересмотреть эту норму и отменить. 

3. Обязательная аттестация специалистов, прохождение курсов по подготовке БДД, стоимость от 4500 (72 часа). Работодатель обязан делать это в соответствии с законом (найти положение о БДД). Если речь идет об ИП, то он должен пройти курсы Исполнительного руководителя, чтобы иметь право выписать себе путевой лист - поставить отметку, что он себе разрешил выезд.

Если у организации несколько машин, то нужно обучить еще и выпускающего механика, диспетчера-нарядчика и исполнительного руководителя. Тогда процедура выглядит следующим образом: путевой лист выписывает диспетчер-нарядчик, водитель проходит медика, далее механик осматривает автомобиль и ставит свою подпись на путевом листе, с разрешением выезда.

Обучение, которое проходят должностные лица, включает в себя законодательные нормы и список неисправностей автомобиля запрещенных к эксплуатации, а также необходимый перечень документации и инструментов при выпуске автомобиля. Все это проходят в профильных учебных заведениях. Зачем, например, должностному лицу проходить аттестацию, если сотрудник получил высшее образование в Автотранспортном Институте.

Также отмечу, что свидетельство об аттестации выдается сроком на 5 лет, и в дальнейшем переаттестацию необходимо снова проходить. Поэтому такое обучение является зачастую формальностью.

 

Предлагаем, ввести только первичную аттестацию должностных лиц, без переаттестации каждые 5 лет, а также предлагаем, отменить первичную аттестацию, если у должностного лица есть профильное среднее или высшее образование.

4. Технический выпуск автомобиля такси

По законодательным нормам (найти положение), при выпуске необходимо:

1. Смотровая яма или эстакада.

2. Площадка для проверки тормозного пути (ровная горизонтальная с твёрдым покрытием и разметкой). 

Приборы и инструменты КПП:

1. Электрический фонарь автономного питания.

2. Газоанализатор и дымомер.

3. Прибор для проверки рулевого управления (люфтомер).

4. Металлическая линейка для замера свободного хода педали тормоза и сцепления.

5. Телескопическая линейка для проверки схождения колёс.

6. Молоток с длинной ручкой для определения трещин в металле и проверке затяжки резьбовых соединений. 
7. Прибор для проверки и регулировки фар.

8. Манометр шинный.

9. Штангельциркуль для замера остаточной высоты рисунка протектора шин.


А теперь вспомним, в какие годы, разрабатывались эти правила и какие были автомобили. Действительно, в те времена автомобиль требовал ежедневного осмотра и зачастую ежедневного ремонта. В настоящее время транспорт стал более надежным, и нет необходимости ежедневно просматривать его на эстакаде или смотровой яме.

Поэтому при выпуске автомобиля предлагаем оставить только визуальный осмотр, который позволит контролировать исправность лампочек, колес, наличие трещин в лобовом стекле и другое.

Давайте подумаем, повышает ли журнал проверки давления в шинах, безопасность пассажиров такси? 

Для автобуса, контроль давления действительно является показателем, поскольку пониженное давление не всегда видно визуально, если автобус пустой.

В случае легкового автомобиля пониженное давление, заметно сразу. Более того, постоянный контроль давления в шинах способствует износу, патрубка ниппеля (сосок). 
А с учетом того, что сейчас большинство шин выпускают бескамерными, постоянное дергание этого патрубка повышает риск того, что колесо, в конце концов, спустит.

Большой вопрос даже необходимости визуального контроля, поскольку водители не станут ездить на пустом колесе. А стоимость ремонта колеса копейки, при этом время механика потраченного на контроль будет выше.


Какой смыл тратить время квалифицированного персонала на очевидные вещи?

Зачем оставлять требование, которое заведомо не выполняется.

У нас и так много вещей, которые существует только на бумаге.

Нормативы для СО и дымности по требованиям заведомо ниже, чем нормы автомобилей Евро 3, 4, а в настоящее время все выпускаемые автомобили оборудованы одним или двумя катализаторами, в результате показатели СО и дымности, заведомо удовлетворяют требованиям.

Добиться на таком авто допустимого превышения практически не возможно. И в любом случае приведет к невозможности его эксплуатации.

Проверка спидометра. Для каких целей велся этот журнал? Могу предположить, что он велся для правильного учета таксометров, потому что данные таксометр получал со спидометра.

В настоящее время, существует множество систем расчета стоимости поездки.

Конечно спидометр это важнейший прибор в автомобиле, влияющий на безопасность движения, позволяющий водителю верно определить скорость. Его неисправность недопустима, но с другой стороны, его неисправность автоматически ведет к запрету эксплуатации автомобиля. Возникает вопрос: зачем вести журнал проверки спидометров для легкового такси? С тем же успехом можно ввести журнал контроля количества колес на автомобиля.

ТО и ремонт. Журналы учета ТО и листки ремонта

Понятно, что все проводят ТО и текущий ремонт. Непонятно, почему претензии у контролирующих Органов возникают именно к журналам, а не к результатам проводимых работ.

А теперь вспомним, в какие годы, разрабатывались эти правила, и какие были автомобили, действительно в те времена автомобиль требовал ежедневного осмотра и зачастую ежедневного ремонта. В настоящее время транспорт стал более надежным, и нет необходимости ежедневно просматривать его на эстакаде или смотровой яме.

Поэтому при выпуске автомобиля предлагаем оставить только визуальный осмотр, который позволит контролировать исправность лампочек, колес, наличие трещин в лобовом стекле и другое.

А указанный выше перечень инструментов можно оставить на проведение планового ТО. Также отмечу, что если предприятие заключило договор на проведение плановых ТО и ремонтов с автосервисом, то перечень инструментов не обязательно приобретать компаниям такси.

По документации предлагаем оставить только:

- Должностная инструкция механиков КПП.

- Перечень неисправностей и условий, при которых запрещён выпуск на линию ТС.

- График проведение ТО и ремонта ТС.

- Журнал Контроля при выпуске и возврате ТС.

Следующая проблема заключается в том, что в настоящее время во многих предприятиях ведется электронный документооборот, который также может быть предоставлен контролирующий органам. Предлагаем ввести эту возможность и для автотранспортных предприятий, с созданием электронно-цифровой подписи водителей и должностных лиц. При этом обращу внимание, что у предприятия должен быть выбор, как вести документооборот в бумажном виде или электронном, а контролирующие органы должны при проверке иметь возможность проверить как в бумажном виде, так и в электронном.

Ну и последнее - предлагаем создать исчерпывающий список правил, требований, нормативных актов для осуществления деятельности такси, отменяющие прежние. Чтобы также эти нормы соблюдали как компании, такси, имеющие свой парк, и компании такси, оказывающие диспетчерские услуги.

+1
+1
-1