В прошедшие выходные во многих городах страны прошла акция протеста таксистов, недовольных тарифами и ценовой политикой агрегатора «Яндекс.Такси». Москва, Санкт-Петербург, Таганрог, Жуковский, Тольятти, Самара, Пермь и другие. Протестующие через чаты договорились устроить агрегатору временную забастовку, а где-то даже провели сборы. Так, в Красноярске холодным субботним утром на парковке острова Татышев собралось около 50 человек, претензии они высказывали также и к другому агрегатору — «Максиму». Обсудив свое бедственное положение друг с другом и с журналистами, водители на 30 машинах устроили автопробег по центру города.
Корреспондент NGS24.RU Татьяна Стриганова разобралась в причинах протестной активности водителей, пообщавшись с участниками акции, случайными таксистами и самими агрегаторами.
«Хватит катать за копейки»
Одним из зачинщиков акций на острове Татышев и на Красной площади является таксист Дмитрий Елизарьев. Работает он недавно, до этого трудился в сфере энергетики и прокуратуре. Но сразу как пришел, понял, что условия работы в такси неадекватные.
— Вообще у меня два высших образования, и долгое время такси было подработкой в свободное от основной работы время. Этой весной я ушел с основной работы и увидел, что расценки на поездки просто копеечные. Сами посудите — сейчас 9 утра, я почти всю ночь работал, и чистыми у меня получилось 800 рублей. Чтобы заработать как среднестатистический россиянин 1500 рублей в день, мне надо катать и день, и ночь. И это я еще работаю на собственной машине!
А мне нужно платить ипотеку, жена в декрете — я просто не потяну все эти расходы. Поэтому еще в марте создал в приложении «Яндекса» заказ с текстом «хватит катать за такие копейки». И мы начали вот такими заказами общаться с другими водителями, потом создали группу в вотсапе, встретились, познакомились. Если нас не услышат после этой акции, мы встанем уже в будний день, в час пик.
Я хочу идти до конца и уверен, что мы сможем изменить ситуацию. Половина таксистов боится, что их «забанят» после этой акции, ведь у многих это основной доход, и такие случаи уже были. Часть водителей поддержали акцию тем, что провели эти выходные дома. На самом деле такая задумка и была — побыть дома, с родными. Ведь многие просто живут в машинах, — говорит Дмитрий Елизарьев.
Мансур, история с выкупом
Мансур — как раз один из таксистов, которые буквально «живут» в машине. Парню всего 30 лет, но выглядит он на все 40 — признаётся, что сказывается нагрузка. Выходных у него не бывает, каждый день он работает по 12–16 часов, время на сон, как правило, выбирает с утра. Позволить себе перерыв в этом жестком графике он не может на протяжении двух лет — есть договор на выкуп новенького «Соляриса». Просрочка ежедневного платежа для него грозит изъятием машины.
— Таксистом я работаю с 2010 года. Долго брал машину в аренду, но потом подумал, что лучше под выкуп. Взял новый «Солярис», плачу каждый день по 1300. В месяц — 38 тысяч получается. Платить надо два года, я уже половину отдал. Если ты не вносишь платеж два дня, машину отбирают. Но я не жалуюсь на фирму, они идут на уступки. Когда не зарабатываю в такси, иду грузчиком — родственники дают подшабашить, так даже больше заработать получается, чем в такси. Вот так и кручусь, причем надо заработать не только на машину, но и одеть, накормить 4 детей, — делится Мансур.
Многие таксисты историю с выкупом машины называют «замкнутым кругом» — после того как автомобиль переходит в собственность водителя, от него уже мало что остается. Правда, Мансур старается поддерживать свой «Хендай» в хорошем состоянии, но не исключает его продажи после выкупа. Сейчас сверху платежа за машину у него остается 1500–2000 тысячи рублей в день. С пятницы по воскресенье таксисты в среднем зарабатывают на тысячу рублей больше.
Наталья, таксист с 20-летним стажем
Женщин среди протестующих водителей и вообще таксистов — немного. Наталью красноярские водители уважают за возраст и опыт — ей 54 года, она ездит на новой собственной иномарке, но минусы работы ощущает, как и все остальные.
— Вот вроде у агрегаторов появилась хорошая доплата за минимальное количество заказов. Например, «Яндекс» при выполнении 30 заказов выплачивает тебе 7 тысяч. Но отнимите отсюда комиссию 25–30%, бензин, амортизацию. Вот прямо посчитаем — на бензин у меня уходит в смену 1380 рублей, комиссия средняя 25% — 1750. Еще на обед и чай-кофе уходит 500 рублей. И остается 2630 рублей. Это еще мы не считаем омывайку и мойку машины. Новичкам кажется, что можно заработать баснословные деньги, но, по сути, остается очень мало. Да и агрегатор, кстати, не всегда дает тебе это количество заказов. Поэтому устанавливаем себе несколько программ, мечемся туда-сюда, чтобы хоть что-то заработать.
Я сейчас работаю на своей машине, но думаю, а не пойти ли мне на аренду, на старенького кого-нибудь «Вица» или «Фита» за 800 рублей в сутки. Потому что свою машину стало содержать очень накладно. Вот вчера я поменяла масло, колодки — 5 тысяч за всё. Новый аккумулятор — 7 тысяч. А масло менять надо каждый месяц, потому что пробеги бешеные.
Мне 54 года, куда мне идти работать до пенсии? Полы мыть или охранником? Мне нравится эта работа. Нравилась до последнего времени, по крайней мере. Почему я должна уходить? Они пришли (агрегаторы. — Прим. ред.), захватили рынок, устанавливают свои абсолютно тупые правила, — недовольна Наталья.
«Собираются только ленивые таксисты»
В процессе подготовки текста я общалась со многими таксистами в Красноярске, каждый раз как делала заказ в «Яндекс.Такси». Довольных заработками было немного, но они были. Так, один из собеседников назвал участников прошедшей акции просто «ленивыми таксистами».
— Слышал ли я об акции? Конечно, но там собираются только ленивые таксисты. В чем проблема выполнить «минималку» из 30 поездок в день, я не понимаю. Да, иногда это сложно, потому что тебя «кидают» на дальние заказы, на них надо много времени. Но после выполнения их я получаю гарантированно 7 тысяч, после всех вычетов остается 4 тысячи рублей за смену. Где еще такие деньги может заработать неквалифицированный сотрудник? Я считаю, что это нормальный заработок, — говорит таксист.
«Действует классический рыночный механизм»
В красноярском офисе «Максима» утверждают, что работают с каждым обращением таксистов. Однако механизм формирования цены на поездку от этого не изменится — если цену поднять, упадет спрос.
— Стоимость услуги перевозки зависит не только от цен на бензин и газ как части комплекса затрат на ведение деятельности, но также от дорожных и погодных условий, сезонности, конкуренции. Цена поездки на такси в целом определяется балансом спроса и предложения, за какую сумму пассажир и водитель согласны поехать в данное время в данном районе. Действует классический рыночный механизм. Цена динамически меняется даже в течение суток. Важно понимать, что если цены вырастут, спрос на поездки уменьшится. В итоге пострадают водители: заказов станет меньше, а время простоя и холостой пробег вырастут, — объяснили нам в офисе «Максима».
В «Яндекс.Такси» жалоб от недовольных водителей не получали. Не заметили там и снижения количества работающих на линии машин в прошлые выходные.
— Тарифы в Красноярске мы не снижали, условия водителей за последние месяцы не ухудшались. Мы внедряли мотивационные программы для водителей, и, по нашим данным, их заработки (не только в нашем сервисе) выросли, — уверены в «Яндекс.Такси».
«Проблема решается вмешательством государства»
Координатор российского движения «Общество Синих Ведерок» Пётр Шкуматов убежден, что агрегаторам по барабану на протестующих, а пассажиры уже привыкли к низким тарифам и новому способу заказа такси.
— Мне знакомы многие нюансы работы в такси, потому что я сам делал эксперимент и работал в такси. И могу однозначно сказать, что пассажиры уже привыкли к новой форме заказа такси, привыкли к ценам, которые установили агрегаторы, и любое требование таксистов тут же будет отражаться на цене. Тут сталкиваются противоположные интересы. Пассажиры привыкли ездить за копейки, дешевле общественного транспорта, у таксистов другой интерес, хотя бы что-то заработать, а агрегатору по барабану на обе стороны, ему важен кеш-флоу, денежный поток. Агрегатор может просто не замечать требования таксистов.
Важно понимать, что в пандемию без работы оказалось огромное количество людей, и многие пошли в таксисты. И на многих рынках, включая московский, есть переизбыток предложения, в связи с чем уже возникают вопросы про лицензирование водителей и ограничение их численности. Проблема решается вмешательством государства, которое вряд ли случится. Да, можно бастовать, тогда цены на такси будут выше, но это происходит на короткий срок. Чем больше таксистов, тем меньше стоимость поездки. То есть ситуация зашла в тупик, — говорит Шкуматов.
Источник: https://ngs24.ru/text/transport/2021/04/21/69875297/