Уголовка за ТО
Госдума во втором чтении одобрила законопроекты, которыми существенно усиливается ответственность за фальшивый либо отсутствующий техосмотр автомобилей. Так, для водителей штраф за езду без техосмотра повышается с 500 рублей до 2 тыс. рублей. А получать такие штрафы водители смогут каждый день, поскольку для фиксации нарушения будут использованы камеры ГИБДД. За оформление фальшивой карты без реального инструментального осмотра физлиц, а это в первую очередь касается страховых агентов, оштрафуют уже на 5–10 тыс. рублей.
Должностных лиц оштрафуют на 30–50 тыс. рублей, а саму фирму ждет штраф в диапазоне 200–300 тыс. рублей. Такую же сумму придется уплатить за недостоверные сведения, направленные в единую автоматизированную информационную систему техосмотра (ЕАИС ТО). Куда сильнее наказание ждет конторы, которые будут выдавать техосмотр, не имея при этом государственной аккредитации и статуса оператора технического осмотра. Согласно законопроекту, в случае совершения подобного преступления группой лиц или при получении особо крупного дохода, виновных могут лишить свободы на срок до пяти лет.
Эти законопроекты по инициативе правительства были внесены в Госдуму еще год назад в рамках новой волны реформирования техосмотра. Еще одним проектом закона предполагается, что все действия операторов ТО будут в режиме реального времени сниматься на видео. Обычная видеофиксация и сейчас присутствует, но по новым правилам записи будут мгновенно передаваться в единую базу данных технического осмотра ЕАИС ТО, которую контролирует ГИБДД.
Госдума России утвердила во втором чтении законопроект, предусматривающий повышение штрафа для водителей за отсутствие техосмотра и уголовную ответственность за его фальсификацию предпринимателями. Для решения проблемы техосмотра в России необходимо кардинально обновить автопарк или запретить эксплуатацию более половины машин страны, поэтому существенных изменений новые законы не принесут, считают эксперты. В то же время в Госдуме лежит законопроект, который может и вовсе отменить техосмотр. В том, какой путь короче к безопасности на дороге, разбирались «Известия».
Проще разрубить, чем распутать
Впрочем, среди парламентариев нет единого мнения относительно будущего техосмотра. Думская фракция «Справедливая Россия» предложила кардинальное решение.
«Мы призываем раз и навсегда отменить техосмотр для легковых автомобилей за исключением такси, коммерческого и служебного транспорта, а вопрос состояния автомобиля урегулировать в Правилах дорожного движения. Ответственность за безопасность транспортного средства ляжет на автовладельцев напрямую, а деньги и время, которые они тратили на прохождение ТО, можно будет вложить в техническое состояние автомобиля», — призвали на специально созданном для этой инициативы сайте справоросы.
По словам лидера партии Сергея Миронова, на пункте техосмотра водитель в любом случае получит диагностическую карту, даже если его машину посчитают непригодной к эксплуатации.
— Это только подтверждает, что техосмотр превратился в формальность, прикрывающую регулярный отъем денег у автовладельцев, — заявил Миронов.
Половина не пройдет
С позицией «Справедливой России» по техосмотру согласен почетный адвокат России и лидер движения «Антипроизвол» Леонид Ольшанский. Юрист считает техосмотр избыточным бременем для водителей со стороны государства и приводит в пример пункт 2.3.1 ПДД, где сказано, что водитель и так берет на себя ответственность за отсутствие проверки исправности ключевых узлов автомобиля до начала движения.
— Убежден, что технический осмотр уже давно себя изжил. В начале в СССР, когда было ГАИ, он работал, потом появилось ГИБДД, и пролоббировали нынешний инструментальный контроль, который, по сути, превратился в бизнес с многочисленными техцентрами. А после того как ТО отдали страховщикам, он окончательно деградировал, превратившись в фикцию, которую автомобилистам нужно регулярно оплачивать. И потом, кто сказал, что сразу после техосмотра с автомобилем что-нибудь не произойдет: проедет машина несколько километров, к примеру, по кочкам — что-то отвалится и снова станет непригодной для эксплуатации или попадет в ДТП. И что в этой ситуации дает технический осмотр? — рассказал «Известиям» Ольшанский.
По мнению собеседника, необходимо оставить техосмотр лишь для транспорта, занятого в пассажирских перевозках.
Проблема техосмотра отнюдь не в том, как его делают или подделывают, она куда фундаментальнее, отмечает автомобильный эксперт Сергей Ифанов. Он приводит статистику аналитического агентства «Автостат», согласно которой 58% автопарка страны (25,4 млн машин по ситуации на 1 января 2019 года) — это автомобили в возрасте более 10 лет. Причем тенденция ухудшается, в 2018 году этот же показатель составлял 54%.
— В очередной битве за техосмотр власти совершенно забывают одну простую истину — практически каждый второй автомобиль страны, если не сказать больше, не сможет легально пройти техосмотр без существенного вложения средств. И это уже старая болезнь. Нельзя взять лекала сытой Германии со столетней историей автомобилизации и примерить на Россию, где до сих пор ездят по дорогам автомобили 1980-х годов. И это отнюдь не раритеты, купленные для удовольствия, а старые «Жигули» и иномарки прошлого века, на которые россиянам хватило денег. Сейчас ужесточение техосмотра ни к чему хорошему не приведет, потому что денег на кондиционный ремонт у 60% автомобилистов, очевидно, нет, — заключил правозащитник.
Источник: https://iz.ru/898387/timur-khasanov/tekhnicheskii-vopros-pochemu-tekhosmotr-v-rossii-stal-problemoi