В России таксисты периодически грабят пассажиров. В ход идут словесные угрозы, напитки с клофелином, перцовые баллончики, холодное оружие. Между тем власти и крупные компании прилагают много усилий для того, чтобы решить проблему с безопасностью при поездках на такси. Подробности — в материале «Известий».

Опаивают и грабят

В районе Кузнецкого Моста в Москве 46-летний житель Ульяновска сел в такси и сам попросил у водителя воды. Отпив из бутылки, он перестал осознавать происходящее, а затем очнулся на лавочке в лесопарковой зоне, не обнаружив при себе дорогих часов, золотой цепочки и кошелька. Ущерб оценили в 810 тыс. рублей. Подозреваемого задержали спустя три недели. Им оказался 32-летний житель столицы, который уже дал признательные показания.

Похожие случаи случаются регулярно. Летом прошлого года мужчина поймал припаркованное у ресторана в Москве на Пятницкой улице такси. Водитель предложил пассажиру воды, тот выпил, но сразу почувствовал недомогание и попросил остановиться. До дома мужчина доехал на другой машине. Утром он обнаружил пропажу банковской карты. На ней не хватало 16 тыс. рублей.

Выпить жидкость согласился осенью прошлого года и, предположительно, заместитель директора центра перспективных проектов ФГУП «НПО «Техномаш» Денис Долгуничев. Водитель предложил пассажиру сок, куда подмешал лекарства. В итоге мужчину ограбили на 108 тыс. рублей.

А в подмосковном Ногинске этим летом в суд передали дело 54-летнего таксиста-частника по обвинению в 15 нападениях на пассажиров. По данным следствия, мужчина предлагал им спиртное с подмешанными в него медикаментами, грабил и бросал на улице в бессознательном состоянии. Промышлял он с лета 2014 года. Зимой 2016-го один из пассажиров отравился насмерть.

Какие именно лекарства подмешивают в каждом из упомянутых случаев, сказать точно нельзя. Чаще всего речь идет о клофелине. Этот препарат применяют при лечении болезней сердца, глаукомы, синдрома Туретта. «Клофелин сам по себе снижает давление. Если принять его с алкоголем, то может дойти до летального исхода. Если единовременно принять просто большую дозу [без алкоголя], давление и пульс сильно упадут, человек потеряет сознание, сердце может остановиться. От алкоголя просто быстрее», — предупредила врач-кардиолог городской клинической больницы № 40 в Коммунарке Юлия Маршинцева.

Нож, газовый баллончик, насилие

Людей могут не только опаивать, но даже причинять физический вред. Осенью 2019 года в Москве полицейские задержали таксиста, который ранил пассажира ножом, отобрал у него около €3 тыс. и скрылся.

А в августе 2020-го неизвестный водитель неустановленной машины такси распылил перцовый баллончик в сторону пассажиров. Они покинули автомобиль, забыв рюкзак. В нем был кошелек и банковские карты. Ущерб оценили в 100 тыс. рублей.

Есть случаи и вовсе вопиющие. Этой весной в Омске 21-летняя девушка написала заявление в полицию на водителя такси из-за изнасилования и грабежа. По данным регионального СК, возвращаясь из больницы домой, она поймала такси, но водитель не поехал по указанному адресу. Он отвез девушку к заброшенному зданию, изнасиловал и украл золотое кольцо. А после этого отвез ее домой. Похожий случай был в Петербурге. 34-летний таксист из Таджикистана изнасиловал 22-летнюю девушку. Но домой везти не стал.

«Известия» направили запрос в пресс-службу МВД России с просьбой предоставить статистику и уточнить, что за водители совершают подобные преступления — работают ли от лица каких-то компаний. На момент публикации материала ответ не был получен.

Безопасность не гарантируется

По словам экспертов, чаще всего в таких историях замешаны таксисты, не подключенные к системе агрегаторов такси. «Если человек думает, что он будет совершать преступления, зачем же ему сразу раскрывать все карты и показывать, кто он, чтобы его моментально нашли. Человек, которого опоили, проснется и в первую очередь обратится к агрегатору такси, если он им воспользовался. Тот, у кого есть умысел совершить преступление, будет делать всё, чтобы его не нашли. Наверняка он не подключается к агрегатору, чтобы не знали его персональные данные. Если у людей есть умысел заработать побольше денег, естественно, они не извозом пытаются заработать», — считает автоюрист Лев Воропаев.

По его мнению, пострадавший может обратиться в полицию или же попытаться отыскать преступника самостоятельно. «Можно постараться вспомнить, какой госномер был на этом транспортном средстве. Если такой возможности нет, попробовать обойти близлежащие места, где установлены видеокамеры, для того чтобы попробовать получить информацию о транспортном средстве. Правоохранительные органы, к сожалению, обычно не очень активны в таких ситуациях», — отметил эксперт.

Как отметил шеф-тренер экспертного центра «Движение без опасности» Владимир Бахарев, водители сознательно приходят работать в крупные компании, чтобы именно заработать. Еще для них очень важен рейтинг, который пассажир оставляет в приложении. Иногда водители даже говорят, что им не нужны чаевые, больше хотят, чтобы пассажир поставил в приложении высокую оценку за поездку. «Известия» обратились в крупные компании — агрегаторы такси по поводу таких случаев.

В юридической службе сервиса заказа такси «Таксовичкоф» заявили, что за всё время существования сервиса (шесть лет) подобных случаев обнаружено не было. Во время поездки пассажирам гарантируют относительную безопасность, в том числе «водителей таксопарков-партнеров тщательно проверяют на отсутствие судимостей». Оплатить поездку пассажир может через приложение, что косвенно снижает возможность кражи денег. Еще в «Таксовичкоф» есть услуга «женщина-водитель». «Услуга по стоимости дороже стандартного тарифа, но, к примеру, девушка или семья в вечернее время, возвращаясь домой, могут вызвать водителя-женщину и тем самым обезопасить себя и близких в поездке», — отметили в сервисе.

Руководитель пресс-службы группы компаний «Везет» Зоя Австрийская сказала, что в сервисе есть круглосуточная служба поддержки, где обрабатывают каждое обращение, в том числе о нестандартных ситуациях во время поездки. Водители для подключения к сервису проходят очный инструктаж. Личное присутствие позволяет оценить мотивацию каждого перевозчика. Но Австрийская подчеркнула: «Следует понимать, что полностью исключить риски невозможно».

Руководитель отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников затруднился вспомнить случаи с опаиванием. Но назвал вопрос безопасности в такси «очень сложным». «Не существует способов обеспечить абсолютную безопасность, когда водитель и пассажир остаются один на один. Безопасность больше зависит от самих людей, их воспитания, социально-экономической ситуации, эффективности работы правоохранительных органов», — подчеркнул Стенников.

В пресс-службе компаний «Яндекс.Такси», Gett и «Ситимобил» на момент выхода материала на запрос «Известий» не ответили.

Инстинкт самосохранения

«На преступление идет не таксист, а человек. К тому же принять питье из рук таксиста — это не самое лучшее решение, если речь не идет о бизнес-классе такси, где это предусмотрено как некая опция», — подчеркнул Бахарев.

По его словам, наибольшую опасность могут представлять небольшие региональные автопарки, где водители работают с подачи диспетчера. «Ни информации о таксисте, который приедет, ни информации о машине, кроме трех цифр ее номера, клиенту не поступает. Синий логан 542. Выходите. Это вся информация, которая есть у клиента», — отметил автоэксперт. Имидж компании их не волнует. Такие сейчас работают в небольших городах, где агрегаторам работать невыгодно.

Особенно следует быть осторожным, когда речь идет о долгих поездках. «Если ехать с водителем на дальнее расстояние, тут начинается контакт, который может привести к последствиям», — сказал автоэксперт.

А еще опасно голосовать на дороге или брать машину на выходе из ресторана или бара, возле которого стоят неизвестные водители, готовые подвезти.

Цифровой профиль водителя

Вопросом безопасности пассажиров такси всерьез озабочены власти. Например, вице-мэр Омска Олег Заремба недавно сказал, что сервисы заказа такси могли бы предъявлять к водителям больше требований при регистрации.

В Москве до конца 2020-го планируют запустить сервис проверки цифровых профилей таксистов. Система не позволит агрегаторам передавать заказы тем водителям, которые регулярно нарушают ПДД. Заказы запретят брать и еще не отдохнувшим от работы водителям.

Руководитель отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» полагает, что создание такого цифрового профиля водителя могло бы сделать поездки более безопасными. «Для администрирования налоговых платежей водителей у ФНС уже есть цифровая платформа для самозанятых, каковыми водители такси фактически и являются. Но как раз в отношении водителей такси юридически институт самозанятости пока не работает, проекты цифрового профиля дискутируются. Но только это в итоге позволит участникам рынка реально повысить гарантии безопасности услуги такси», — подчеркнул Стенников.

Источник: https://iz.ru/1052487/aleksandra-iushkiavichiute/bditelnost-na-doroge-voditeli-taksi-vremia-ot-vremeni-grabiat-passazhirov
 

Добавить комментарий