Суд поддержал ФАС в споре за демпинг
Демпинг среди агрегаторов такси — нормальная практика, пришел к выводу суд в рамках разбирательства агрегатора такси «Максим» с Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Компания требовала от регулятора признать недобросовестной конкуренцией действия китайского агрегатора DiDi, который активно субсидирует поездки для своих пассажиров и водителей. Но участники рынка видят в демпинге больше рисков, чем пользы.
Арбитражный суд Москвы поддержал ФАС в споре о том, является ли демпинг среди агрегаторов такси нарушением антимонопольного законодательства.
Как следует из решения, опубликованного 15 декабря, демпинг не может являться актом недобросовестной конкуренции, так как направлен на достижение «положительных сетевых эффектов, необходимых для выхода на рынок».
Аналогичной позиции придерживалась ФАС.
Разбирательство в июне инициировал агрегатор такси «Максим». Компания пожаловалась в службу на практику демпинга со стороны DiDi и просила запретить ей ставить цены на перевозки ниже рыночных. Но регулятор нарушений не увидел, поскольку счел рынок высококонцентрированным и требующим значительных инвестиций для работы на нем. В пресс-службе «Максима» сообщили “Ъ”, что планируют обжаловать решение суда, поскольку, он «поверхностно проанализировал ее позицию». Представитель DiDi отметил, что не видит оснований для обвинений в нарушении законодательства. В «Яндекс.Такси» и «Ситимобиле» спор конкурентов комментировать не стали.
DiDi, входящий в китайский холдинг Didi Chuxing, начал работать в России в августе 2020 года. За год DiDi отчитался о старте работы в 38 городах (в Москве пока не представлен) и 5 млн пользователей. Совокупно водители совершили 36 млн поездок через сервис.
Юристы в целом согласны с позицией суда. Демпинговые цены не противоречат закону о защите конкуренции при отсутствии иных условий, позволяющих сократить предпринимательский риск, например наличия госзаказа, доминирующего положения или заключенного антиконкурентного соглашения, указывает партнер BGP Litigation Ирина Акимова.
Действия игроков рынка, ставшие обычными, но не выходящие за пределы честной деловой практики, даже если они могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам, не будут считаться недобросовестной конкуренцией, уточняет старший юрист Kulik & Partners Law.Economics Мария Канунцева.
«Демпинг может являться нарушением антимонопольного законодательства, если субъект занимает доминирующее положение на рынке с долей от 35%. У DiDi такой доли нет, что установлено ФАС и подтверждено судом»,— подчеркивает юрист.
По данным Sensor Tower и UBS, в январе—ноябре доля DiDi на рынке РФ среди скачанных приложений такси составила 12%, как и у «Максима». Лидером остается «Яндекс.Такси» с 26%. Следом идут Uber Russia (17%; также управляется «Яндекс.Такси» в России), «Ситимобил» (15%).
Хотя такая практика признана не нарушающей закон, она несет больше вреда, чем пользы, уверены участники рынка такси. Председатель комитета по вопросам пассажирских перевозок Московской торгово-промышленной палаты Богдан Коношенко считает, что рынок такси лишь последние месяцы достиг точки, когда и агрегаторы, и таксопарки, и водители начали получать прибыль. «Активизация демпинга выдавит многих участников рынка и разболтает устоявшуюся систему»,— предупреждает он.
В то же время запуск нового игрока среди агрегаторов такси на российском рынке требует серьезных инвестиций. По оценкам аналитиков HSBC, чтобы занять долю минимум 10%, любой компании придется вложить 20–30 млрд руб. Весь отечественный рынок аналитики оценивают в 866 млрд руб. на 2021 год.
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/5139960