Эксперты зафиксировали резкий рост нелегального рынка такси в России. Его объем за два года вырос на 35% — до 101 млрд рублей, и на сегодняшний день составляет не менее 12% от общего объема рынка такси. Об этом говорится в опубликованном на минувшей неделе исследовании аналитического центра при правительстве России.
Нелегальные преференции
Несмотря на очевидный рост использования такси населением, число выданных разрешений на таксомоторную деятельность в 2018 году упало на 8% в сравнении с 2017 и так и не восстановилось в 2019 году.
— Доля нелегальных поездок составляет порядка 16% по России. В 21 регионе РФ доля нелегальных поездок превышает 25%, а в 13 регионах более 50% поездок на такси совершается водителями без разрешений на таксомоторные перевозки,— говорится в исследовании.
По оценке аналитиков центра, объем дополнительных налоговых поступлений в бюджет с нелегалов мог бы составить около 6 млрд рублей.
При этом нелегальные таксисты «съедают» большой кусок прибыли у легальных.
— По нашим подсчетам, нелегальные бомбилы только вокруг автовокзала увозят прибыль в размере более 2-3 млн в месяц. А сколько таких по области?- говорит генеральный директор «КировПассажирАвтотранс» Денис Пырлог.
Он добавил, что причины ухода таксистов в тень просты: уход от налогов и ответственности. Сильно влияет и несовершенство законов.
— Так сложилось, что наше законодательство несоизмеримо сурово к легальному сектору и, наоборот, лояльно к нелегалам. Например, легальному такси без «шашки» и цветографического обозначения штраф 5000 рублей, а нелегальный таксист за то, что у него нет разрешения, может отделаться 500-рублевым штрафом, — продолжил Денис Пырлог.
— Штрафы для легальных перевозчиков в десятки раз превышают штрафы для нелегальных, — поддержала специалист по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Мария Пухова. — При этом получить штраф можно даже за отсутствие бейджа. В некоторых городах сотрудники полиции целенаправленно проверяют автомобили с шашками и символикой такси, чтобы найти причину и выписать штраф.
В разговоре с «Бизнес Новостями» представитель сервиса озвучила и другие причины ухода в тень. Растет финансовая нагрузка на водителей такси. Региональные власти вводят обязательный желтый цвет автомобилей, федеральные — обязывают таксистов оборудовать автомобили кассовыми аппаратами. Легальный водитель вынужден платить за все это из своего кармана, не получая никаких привилегий взамен.
— Влияет и постоянное обсуждение нового закона о такси. Простые водители читают, понимают, что дальше будет только хуже, и сдают разрешения. Легальные перевозчики добровольно уходят в тень, потому что работать в существующих условиях им просто не выгодно, — высказала свою точку зрения Мария Пухова.
ИП и уход от налогов
В исследовании также сообщается о широком распространении схем ухода компаний от налогов через оформление водителей в качестве индивидуальных предпринимателей: в ряде регионов число ИП, для которых основным видом деятельности являются таксомоторные перевозки, значимо превышает число выданных предпринимателям разрешений.
Как прокомментировала Мария Пухова, в исследовании идет речь о таксопарках, которые не устраивают водителей в штат, а заставляют их оформлять ИП, чтобы платить меньше налогов. «Максим» — не таксопарк, а информационный сервис, с которым сотрудничают независимые партнеры. Это могут быть сами таксопарки или индивидуальные перевозчики, которые получают доступ к заказам сервиса.
— В нашем случае статус ИП имеют те водители, которые работают на себя. Им это необходимо для легальной работы: разрешение на деятельность такси выдается только на автомобиль индивидуального предпринимателя. Поэтому, для нас случаи оформления водителей в качестве ИП — это нормальная законная практика — пояснила представитель сервиса.
Внутренняя проверка
Выход из ситуации перевозчики и агрегаторы видят по-разному.
— Проблема решается просто: необходимо принять закон, обязывающий агрегаторов такси нести солидарную ответственность, как и перевозчики. Тогда у них отпадет желание отдавать заказы без разбора, заключать договоры с таксистами-нелегалами, не имеющими разрешение, — считает Денис Пырлог.
Опрошенные нами представители агрегаторов заявляют: с такими не работают.
— По закону РФ, легальными перевозчиками считаются юридические лица или индивидуальные предприниматели, которые могут организовывать перевозки на автомобилях, на которые получено разрешение. Соответственно, подключиться к IT-платформе агрегатора могут как несколько автомобилей, принадлежащих определенному юридическому лицу, так и индивидуальный предприниматель на своей машине, — рассказала о тонкостях представитель сервиса «Везёт» Зоя Австрийская. — Со своей стороны, мы тщательным образом проверяем перевозчиков, которые хотят быть зарегистрированы в нашей системе — по своим правилам и стандартам, согласно законодательству РФ.
Она добавила, что контроль за выдачей разрешений, их наличием при оказании услуг перевозки, осуществляют муниципальные власти.
— Наши менеджеры консультируют водителей, как получить разрешения, буквально за руку водят в налоговую. Однако для простого таксиста все эти процедуры слишком сложные. Многие не хотят связываться с тем, чего не понимают, боятся открывать ИП. И как итог — уходят работать нелегально, — говорит Мария Пухова.
При этом подчеркнула: одних усилий частных компаний мало.
— Чтобы решить проблему нелегальных перевозок), нужно менять законодательство, создавать удобную и простую схему для работы водителей. Это может сделать только государство, — подчеркнула представитель «Максим».
Перевод на самозянятых
Тему противодействия нелегальным перевозкам в сфере такси обсуждали на недавнем заседании общественного совета УФНС по Кировской области. Налоговые органы считают, что сфера такси относится к «серой зоне». Как рассказал заместитель руководителя УФНС России по Кировской области Василий Сметанин, работа по легализации рынка активизировалась в 2018 году.
— Так, за 2019 год совместно с правоохранительными органами проведено 43 рейда. Проверено 67 водителей, из них 73% привлечены к ответственности. Санкции незначительные — административный штраф составляет от 500 до 2 тысяч рублей. В то же время есть ответственность, предусмотренная Налоговым кодексом РФ, — за ведение предпринимательской деятельности без регистрации. Здесь суммы штрафов значительнее: 10% от суммы дохода, но не менее 40 тысяч рублей, — сообщил членам совета Сметанин.
Одна из проблем — фиксация факта оказания водителем нелегальных услуг такси. В этой связи налоговые органы считают необходимым привлекать к решению проблемы общественность. Проверить легальность работы водителя может любой пассажир. Перечень официально работающих таксистов размещен на сайтах Минтранса РФ и электронных сервисах налоговой службы.
— Положительный опыт, который внедрен в других регионах для легализации отношений, — использование возможностей административного кодекса РФ, позволяющих изъять транспортное средство при осуществлении незаконной предпринимательской деятельности, — рассказал еще об одном возможном механизме для решения проблемы Василий Сметанин. — К сожалению, из-за отсутствия нормативной базы в Кировской области такой механизм пока не применяется.
Еще одним действенным шагом для выхода таксистов из тени налоговые органы считают переход на налог на профессиональный доход. Проект уже успешно зарекомендовал себя в четырех пилотных регионах. С 2020 года применение данного налога планируется распространить и на другие регионы России.
— Сейчас в России более полутора миллионов водителей такси, но многие из них официально не зарегистрированы. Решить эту проблему позволит статус самозанятых для таксистов. Уже сейчас в четырех регионах эксперимента каждый пятый самозанятый — водитель такси, — поддержала это предложение и представитель «Яндекс.Такси» Наталья Рожкова.
За введение модели самозанятости в такси и отмену разрешений выступает и сервис «Максим». Агрегатор также выступил с альтернативой думского законопроекта в сфере такси, разработал поправки, которые позволят таксистам работать в качестве самозанятых, без оформления ИП.
— Все документы находятся на рассмотрении в соответствующих ведомствах, — прокомментировала Мария Пухова.
Путь из тени
Зоя Австрийская считает, что реальной помощью в отслеживании нелегалов может быть инструмент автоматической проверки водительских удостоверений и выданных разрешений.
— Например, единая интерактивная база перевозчиков. О ней много говорят, но считаем крайне важным обратить внимание на соблюдение законных ограничений обработки персональных данных и на удобство получения этих данных, например, через API. Только машиночитаемый формат информации может сделать проверку оперативной и точной, — подчеркнула представитель сервиса «Везёт».
В настоящее время на уровне различных инстанций рассматриваются и другие инициативы для легализации «шашечек». Одна из них — введение с 2022 года электронных путевых листов для таксистов. «Их внедрение позволит исключить возможность незаконного оформления документов перевозчиками, пресечь выдачу чистых бланков с печатями, а также даст возможность получать корректные данные о работе автомобиля (пробел, прохождение техобслуживания и т.д.)», — отмечается в исследовании аналитического центра при правительстве России. Совет Федерации разрабатывает законопроект, одним из новшеств которого станет введение открытого реестра водителей такси и их цифрового профиля.
Другие участники рынка предлагают идти по более простому пути, в первую очередь, убрать избыточные барьеры.
— Рынок может стать легальным только тогда, когда государство создаст благоприятный климат для предпринимательства, чтобы таксистам самим было выгодно выходить из тени. Для этого нужно отменить избыточное регулирование, пересмотреть штрафы, ввести льготы для легальных перевозчиков, реализовать модель самозанятых граждан в такси, которая сейчас не работает, — уверена Мария Пухова.
Источник: http://bnkirov.ru/articles/41907