Некоторые страны всерьез рассматривают запуск беспилотного летающего такси — в частности, Австралия намерена сделать это до конца 2023 года. Однако эксперты указывают, что между арендой вертолетов и полноценной системой аэротакси существует огромная разница.
По их мнению, сроки появления такого сервиса, названные Управлением безопасности полетов гражданской авиации Австралии (CASA), нереалистичны из-за отсутствия ответов на следующие семь вопросов.
1. Где разместить посадочные площадки?
Сейчас разработаны модели воздушного такси разных форм и размеров — для нескольких пассажиров или одного, с несколькими винтами или с одним. Но в любом случае посадочная площадка наверняка потребуется такая же, как и для небольшого вертолета. Например, двухместному вертолету Hughes R22 требуется пространство диаметром не менее 15 метров.
Трудно представить, что в городских условиях, в непосредственной близости от электролиний и зданий, можно разместить большое количество таких посадочных площадок. Кроме того, земля в мегаполисах очень дорого стоит. Получается, что единственный доступный вариант для посадки аэротакси — это крыши домов.
Однако и это решение выглядит сложным и дорогим. По приблизительным расчетам, оно позволит создать в деловом центре Сиднея не более 50-100 посадочных площадок.
2. Кто получит приоритет при посадке?
Работу аэротакси будет сложно выстроить еще и потому, что даже при максимально быстрой пятиминутной посадке площадка сможет принять только 12 пассажиров в час.
Кто будет решать, какому из такси дать приоритет при посадке? Если его будет получать тот, кто прилетел раньше, то как будут обслуживаться популярные направления? Например, как большое количество людей сможет добраться до какого-либо массового мероприятия и обратно?
3. Как обеспечить безопасность аэротакси?
Современные вертолеты достаточно безопасны, но им требуются мощные двигатели для подъема в воздух вместе с пилотом, топливом и полезной нагрузкой. По этой причине их цена слишком высока для среднего покупателя. Решением могут стать электродвигатели, и инженеры уже приблизились к созданию надежного варианта для перевозки одного человека, но пока его дальнейшую разработку ограничивают слабые аккумуляторы.
И вот почему надежность беспилотных летающих такси особенно важна. The Washington Post обнаружила, что в течение 12 лет до 2013 года в ходе военных операций США по всему миру произошло 418 крупных аварий с участием дронов. Беспилотники были уничтожены или нанесли ущерб примерно в половине этих случаев, сумма потерь превысила $2 млн.
4. Где должно летать аэротакси?
Сейчас в Австралии беспилотники не могут подниматься над землей выше, чем на 122 метра. Кроме того, им запрещено летать вблизи аэропортов. Эти правила нужны, чтобы снизить риски для авиалайнеров, некоторые из которых перевозят более 500 человек.
Но высота Сиднейской телебашни составляет примерно 305 метров, а многие городские здания гораздо выше 122 метров. Это означает, что для запуска аэротакси властям придется изменить правила полетов беспилотников. Но кто будет их устанавливать? И как отреагируют сервисы аэротакси, когда аварийные службы потребуют единоличного использования воздушного пространства?
5. Как избежать столкновений в воздухе?
Пилотируемые самолеты используют принцип «видеть и быть видимым» при перемещениях на небольшой высоте. Если беспилотникам разрешат летать на том же уровне, будут ли они следовать принципу «видеть и избегать»?
Сейчас многие дроны избегают столкновений с препятствиями, в том числе с воздушным транспортом. Главная задача заключается в разработке правил, которым беспилотники будут последовательно подчиняться. Например, в ситуации, когда аэротакси движутся навстречу друг другу или другому летательному аппарату, кто должен уступить дорогу?
Если ради безопасности полеты дронов вблизи аэропорта будут запрещены, это снизит их популярность и в деловом центре Сиднея.
6. При какой погоде нужно ограничивать работу аэротакси?
Городская среда создает для аэротакси не только физические препятствия, но климатические. Опасность представляют непредсказуемые порывы ветра, проливные дожди и град.
Воздушное такси необходимо приспособить для полетов в плохих погодных условиях, иначе его использование будет серьезно ограничено. Кто решит, нужно ли ограничивать работу дронов из-за сильного ветра и дождя? Когда и где они должны совершать посадку?
7. Как нужно регулировать аэротакси?
Воздушное такси будет нуждаться в строгом регуляторном надзоре. Вероятно, вокруг этой зарождающейся отрасли возникнет отдельная прослойка бюрократии, деятельность которой вряд ли окупится за счет немногочисленных пользователей сервиса и его разработчиков. Готовы ли налогоплательщики взять часть расходов на себя?
Перед запуском полноценной системы аэротакси нужно получить ответы на эти и многие другие вопросы. Но некоторые эксперты ожидают, что даже при решении указанных проблем подобный сервис будет крайне дорогим, а поэтому его широкое распространение в ближайшие несколько десятилетий выглядит маловероятным.
Источник: https://rb.ru/story/flying-taxis/