Тем не менее, в выходные с ценами на такси стали происходить странные вещи: судя по публикациям в соцсетях, двадцатиминутная поездка по Москве в воскресенье днем в экономе обходилась почти в тысячу рублей, крупнейшие агрегаторы в течение нескольких часов при пустых дорогах показывали высокий спрос. А ресторатор Сергей Миронов вечером 31 июля был сильно удивлен, когда маршрут по Подмосковью оказался равен по стоимости авиаперелету: «Поездка была из Гребнево в Апрелевку, ехать — 1 час 50 минут. «Яндекс» предложил заплатить за бизнес 9 тыс. 500 руб., за эконом — 5 тыс. 900 руб. Этот маршрут стоит не больше 2 тыс. руб. Бизнес надо было ждать 40 минут, а эконом — 5 минут».
Причины аномального ценообразования в «Яндекс.Такси» оперативно объяснить не смогли. В столичном департаменте транспорта 30 июля уверяли, что новая система не повлияет на стоимость поездок, ведь к ней подключились уже 60 тыс. водителей — подавляющее большинство из тех, кто активно работает в Москве и области.
Коллапса на рынке ждать не стоит, заверил “Ъ FM” замруководителя Дептранса Дмитрий Пронин: «Мы провели дополнительные консультации с Ассоциацией перевозчиков и с агрегаторами. Они согласны с тем, что ввод системы не повлияет на рынок. Цены и количество машин должны остаться на прежнем уровне. Почти 97% всех активных московских и подмосковных таксистов зарегистрировались в системе и получили цифровые профили».
Однако собеседники “Ъ FM” на рынке не исключают, что аномалии минувших выходных связаны именно с новой системой. Столичный таксист Олег рассказал, что, судя по водительским чатам, многие его коллеги заняли выжидательную позицию: «Некоторые водители хотят посидеть дома до 5 августа и посмотреть, как это все будет работать. Всех волнует вероятность введения драконовских мер, усиленные рейды. Многие даже не собираются присоединяться к КИС “АРТ”. Агрегаторы почувствуют, что может быть 14 августа».
Новая система в первую очередь должна защитить права пассажиров: они будут уверены, что едут на исправной машине с отдохнувшим водителем.
А вот у самих таксистов к сервису немало претензий, главная из них связана с опасениями за собственный доход. КИС «АРТ» будет следить за тем, чтобы они проводили за рулем не более 40 часов в неделю, а за это время вряд ли можно что-то заработать, сетует столичный водитель Аслан, который подумывает сменить род деятельности: «Если работать восемь часов, водитель, ничего толком не заработает. А если за восемь часов я не буду успевать, то лучше пойду работать грузчиком.
Даже если КИС «АРТ» заработает через полгода, я уйду из такси. Это просто издевательство».
И таких сомневающихся среди водителей, по оценкам профсоюзов, около 30%. Если они поменяют работу, стоимость такси и время подачи машины заметно увеличатся. В таком случае можно ли считать аномалии минувших выходных репетицией коллапса 14 августа?
Некоторые собеседники “Ъ FM” считают именно так, но бывший таксист, а ныне юрист в сфере пассажирских перевозок Вячеслав Балыкин с этим не согласен: «Самим водителям работать без этого ID никто не запрещал. «Яндекс», «Сити», Gett — большая тройка — они, может быть, будут работать только с подключенными.
Стоит еще раз оговориться, что связь между ценами на такси в минувшие выходные и КИС «АРТ» — пока только предположение. Но опыт «Платона» показывает: подобные нововведения рынок поначалу принимает с трудом.
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4927367