Скажется ли новая система на стоимости поездок
Система мониторинга таксистов работает третий день, и на стоимость заказов она не повлияла, заявили в дептрансе. Однако пользователи все же заметили повышение цены, иногда трехкратное. Комплексная информационная система «Аналитика работы такси» — КИС «АРТ» — заработала 14 августа. Она следит за переработками водителей и за прохождением медицинских и технических осмотров. Водители, впрочем, говорят, что проблем с получением заказов не испытывали, даже если работали больше положенного. Так как же изменились цены с новой системой и обеспечивает ли она безопасность? Расскажет Даниил Бабкин.
2019 год неприятно поразил московский дептранс — число аварий с участием такси выросло на 70%. Тогда заместитель мэра столицы Максим Ликсутов заявил, что проблема в переработках водителей, и анонсировал систему, которая контролировала бы их отдых. Заработала она только сейчас, и, по сообщениям властей, незарегистрированные в ней таксисты больше не могут получать заказы от агрегаторов.
Впрочем, водитель Аслан сомневается, что система действительно отслеживает часы, проведенные за рулем: «Пришел в парк, прошел медосмотр и поставили галочку, отправили в электронном виде, и все. Работал, работал, по-моему, больше восьми часов — никаких уведомлений не было, ничего. Он вообще работает или нет, я даже не знаю».
Предполагается, что каждый водитель должен получить личный идентификатор (ID), привязанный к цифровому профилю, который оформляется на портале госуслуг. С этим возникли проблемы у некоторых коллег таксиста Олега: «Утром прохожу я и медика, и механика, никаких сбоев нет. У других есть, не могут зайти. Но вроде бы репрессий пока в отношении таксистов проводить не будут».
В цифровом профиле содержатся данные о медицинских и технических осмотрах, их нужно проходить каждый день, о штрафах и непогашенных судимостях — их быть не должно. Такие требования к водителям были и раньше, поэтому больших проблем с подключением к системе нет, говорит руководитель пресс-службы «Ситимобил» Полина Ломоносова: «В целом водители и партнеры продолжают регистрироваться в системе, мы со своей стороны помогаем. Сервис стабилен.
Для водителей, которые отработают восемь часов на линии, заблокируется поступление дальнейших заказов от всех агрегаторов, так же будет с теми, кто не пройдет предрейсовый медицинский и технический осмотр.
Вообще водители до введения системы уже проходили все эти процедуры, а на данный момент это будет еще фиксироваться в системе КИС «АРТ»».
Данные о медосмотре должны загружаться в цифровой профиль, а с этим в Московской области возникают проблемы, говорит председатель общественного движения «Форум такси» Олег Амосов. Есть и еще одна — из-за нехватки врачей медосмотры превращаются в формальность. «Я в Московской области — Орехово-Зуево, Павловский Посад, Ногинск, Электросталь. Обязаловку электронную сделать невозможно, потому что на данный момент ни одна компания в этих четырех городах не осуществляет передачу данных в КИС «АРТ». Я медика прохожу в пассажирском автопредприятии, то есть это автобусные колонны наши. Там механика и медика даже при выпуске автобусов никто не проходит. Одновременно один медик за 10 минут не может 150 водителей проверить»,— поясняет Амосов.
Запуск системы мониторинга на стоимость заказов не повлиял, заявили в дептрансе. Между тем опрошенные “Ъ FM” таксисты все же заметили повышение цены, в некоторых случаях в два-три раза. Подтверждает это и владелец одной из столичных таксомоторных компаний Георгий Серпионов: «У тех, кто работает как самозанятые, ИП и прочее, возникли вопросы, и им, по сути дела, даже некому их задать. Просто часть водителей вчера и сегодня не вышли на смену, из-за этого предложение меньше, и, конечно, цена выше».
Цена на поездку в агрегаторах формируется автоматически, исходя из спроса и предложения. По некоторым данным, из всех работающих в Московском регионе таксистов около 40% — мигранты. Эксперты предполагают, что многие из них не смогут подключиться к системе и не будут выходить на линию. О том, что рынок очистится, говорили и власти. Тогда логично предположить, что машин станет меньше, и цены на такси сильно вырастут. На самом деле, рынок труда очень подвижный, поэтому такой проблемы не будет, считает руководитель центра компетенций Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус:
После введения КИС «АРТ», безусловно, все серьезные нелегалы, у которых куплены национальные водительские удостоверения или у которых проблемы с законодательством, не смогут работать в такси.
Но рынок очень подвижный, каждый день какое-то количество приходит, какое-то количество уходит. С введением этой системы постепенно это дело будет меняться. Мигранты — есть такие прогнозы — начнут замещаться гражданами России».
Возможно, повышение цен, которое заметили таксисты за два дня работы КИС «АРТ», действительно временное. Но если нет, получается, что за безопасность москвичи заплатят из своего кармана.
Источник https://www.kommersant.ru/doc/4946392