«Как часто вы внимательно перепроверяете номера такси из приложения, перед тем как сесть в машину?» — такой вопрос задал московский департамент транспорта в своем Telegram-канале. По данным ведомства, с 4 июня по 30 июля из 586 заказов такси различных операторов 47 раз на вызов приезжал совершенно другой автомобиль, не указанный в приложении. Почему так происходит, разбирались «Известия».
— У таких машин часто нет разрешения на осуществление деятельности такси. Номер может отличаться на одну цифру или букву, но оператор уже не несет никакой ответственности, если с пассажиром в дороге что-то произойдет. А в случае ДТП практически невозможно возместить ущерб, так как у нелегального автомобиля нет специальной страховки, — рассказали в дептрансе.
Лидеры по подложным перевозкам
Подложных машин больше всего оказалось у компаний InDriver, Gett и «Ситимобил». Разумеется, все сведения о нарушениях подобного рода сразу же отправляются на стол столичной прокуратуры.
Анонимный источник, более 10 лет проработавший в сфере такси, рассказал «Известиям», что большинство агрегаторов отключают машину от сервиса в течение 2–4 недель. То есть машина, уже лишенная разрешения, всё еще может выполнять заказы. Вносят в базу таксистов и поддельные документы. По словам источника, так полтора года назад работали около 30% таксистов, особенно в подмосковных городах.
Для проверок нет базы
Стать водителем такси довольно просто. Достаточно подключиться к тому или иному таксопарку — предложений в интернете достаточно. Личного присутствия не нужно, достаточно отправить скан паспорта. О проверке наличия судимостей или штрафов за нарушения ПДД у водителя и речи быть не может — «нет доступа к соответствующим базам», говорят таксомоторные компании.
— Сейчас мы ведем переговоры с ГИБДД об организации автоматизированной проверки водительских прав таксистов и пользователей каршеринга, — пояснили в «Яндекс.Такси».
На сайте ГИБДД проверить водительское удостоверение таксиста можно, но это делается исключительно вручную, то есть для проверки большого массива данных необходимы сотни сотрудников и многие часы работы.
В соцсетях же можно найти объявления о продаже нелегальных учетных записей с поддельными документами, рассказал председатель Профсоюза московских таксистов Николай Кодолов.
В результате, по данным ГИБДД, в 2017 году рост аварийности с участием автомобилей такси с причинением ранений пассажирам в Москве составил 30%. В 2020-м эта цифра выросла до 80%.
«Пострадавший бегает по кругу»
Шофер «Яндекс.Такси», с которым попала в ДТП правозащитница и эксперт ООПН «Безопасная столица» Елена Гращенкова, устроился работать в компанию «Везет», находясь под следствием за перевозку наркотиков.
Три года Гращенкова судилась с компанией и в 2019 году выиграла дело. Это был первый случай, когда агрегатор признали ответчиком и присудили выплачивать компенсацию потерпевшему. Как писали тогда СМИ, решение могло изменить весь рынок таксомоторных перевозок. Кроме того, процесс пролил свет на многие теневые стороны таксомоторного бизнеса.
— Сейчас перевозчикам всё равно, кто будет вести машину: им главное отбить аренду. Первое юридическое лицо — агрегатор. Он завлекает пассажира в приложение. Кому они продают клиентов? Второму юридическому лицу — ООО, которое сдает машину в аренду. Эти авто брендированы, с разрешениями и шашками. За 1500–2000 рублей в сутки. Третье юрлицо — так называемая «подключашка». Его задача — обналичить деньги и передать наличные водителю. Пассажир садится в машину, платит агрегатору. Он берет свои 25%. Остальные деньги ушли «подключашке», которая тоже забирает свой процент (3–4%) за продажу информационных услуг — такой тип бизнеса у них и у агрегатора. «Подключашки» все зарегистрированы где-то на домашних адресах, получается, занимаются обналом, в стране их сотни тысяч, — поделилась Елена своими выводами с «Известиями».
— Если что-то случается — водитель нападает на пассажира — пострадавший обращается к агрегатору. Агрегатор посылает пассажира к «подключашке», а она присутствует только в электронном виде, отправляет пассажира в таксопарк, зарегистрированный в каком-нибудь дворе в дальнем регионе. И дальше пострадавший бегает по кругу, — рассказала Гращенкова.
Что делают агрегаторы
Количество подложных автомобилей крайне мало, рассказали в пресс-службе «Ситимобил», подчеркнув, что такие случаи наблюдаются у всех агрегаторов.
— В ходе контрольных мероприятий было выявлено несколько транспортных средств с подложными номерами, которые были подключены к нашему сервису. Сейчас мы занимаемся расследованием инцидентов и дальнейшей наладкой механизма выявления таких ТС и недобросовестных водителей. Мы ужесточаем контроль за внешним обликом ТС и его соответствием всем необходимым требованиям, — заявили «Известиям» в пресс-службе «Ситимобил». В компании особо отметили, что безопасность пассажиров и водителей всегда на первом месте и «Ситимобил» находится «в режиме открытого диалога» с дептрансом.
Сейчас безопасность пассажира — один из инструментов конкуренции за клиентов среди служб такси. В Московском профсоюзе такси отметили, что передовиками в этой области давно стал агрегатор «Яндекс.Такси».
«Яндекс» проверит всех
— «Яндекс.Такси» передает заказы легальным перевозчикам — таксопаркам и индивидуальным предпринимателям — у которых есть все необходимые разрешения на перевозки. Оперативно отслеживать актуальность таких разрешений в автоматическом режиме позволяет интеграция с реестрами разрешений. Если разрешение недействительное, «Яндекс.Такси» отключает доступ перевозчика к заказам сервиса. Что касается нарушений, то на самом деле у нас давно есть технологии, которые это всё отслеживают. Например, мониторинг скорости и мониторинг маневренности, — поделилась с «Известиями» представитель «Яндекс.Такси» Ася Паноян.
Речь идет об определении с помощью GPS маршрута и скорости автомобиля. Эта информация накладывается на карту с отметками об ограничениях скорости. Если водитель регулярно превышает скоростной лимит на 20 км/ч и больше, ему приходит предупреждение. В случае его игнорирования алгоритм закрывает таксисту доступ к заказам сервиса.
Такси урегулируют законом
Навести порядок в сфере такси призван законопроект, внесенный в Госдуму председателем комитета по транспорту и строительству Евгением Москвичевым. Предлагается ввести запрет на передачу таксопарками автомобилей с разрешением третьим лицам. Нанимать водителей придется по Трудовому кодексу
— Никаких самозанятых: самозанятый не может отвечать. Отвечать должно юрлицо. Что касается агрегаторов, там будет прописано, что агрегатор не освобождается от ответственности, — рассказал «Известиям» председатель координационного совета профсоюза таксистов, член Общественного совета Минтранса России Андрей Попков. Сейчас законопроекту предстоит второе чтение в Госдуме, намеченное на сентябрь.
Источник: https://iz.ru/1056612/anastasiia-pisareva/lozhnoe-dvizhenie-pochemu-vazhno-smotret-na-nomer-vyzvannogo-taksi