Традиционное предновогоднее подорожание такси в Москве в этом году проявилось сильнее обычного. По оценкам Tinkoff Data, к 21 декабря средняя стоимость поездки относительно ноября выросла на 14%, а к прошлому декабрю — на 24%. Общественные организации говорят и о двукратном подорожании, призывая вмешаться в ситуацию регуляторов. Агрегаторы объясняют ситуацию динамическим ценообразованием и снежной зимой. А эксперты винят дорожающее топливо, нехватку машин и указывают на желание агрегаторов «поправить экономику».
По подсчетам аналитиков Tinkoff Data, средняя стоимость поездки на такси на 21 декабря в Москве достигла 520 руб. Это на 14% больше показателя за ноябрь (458 руб.) и на 24% превышает значение декабря 2020 года (421 руб.). По последним имеющимся у “Ъ” данным департамента транспорта Москвы, на конец ноября средний чек в такси был на уровне 473 руб., что почти на 24% больше, чем годом ранее. На тот момент общее число поездок по городу отставало от уровня 2020 года на 2,5%. По данным городской платформы «ПРОдвижение», за первые три недели декабря в десяти районах ЦАО такси вызывали 3,28 млн раз. Это на 37,5% больше, чем за аналогичный период месяцем ранее, и на 14,8% превышает уровень декабря 2020 года.
В организации «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ) отмечают рост недовольства потребителей, вызванный существенным увеличением стоимости услуг основных агрегаторов такси, говорит ее председатель Олег Павлов.
По его словам, в некоторых случаях речь идет об удорожании поездок почти в два раза, а в среднем — на 30–50% год к году. Причем среднее время подачи машины по городу почти не увеличилось, что «дополнительно указывает на манипуляции с ценами», подчеркивает господин Павлов.
В ОПИ уверены, что вопрос требует пристального внимания Федеральной антимонопольной службы (ФАС). В феврале 2021 года ФАС проводила проверку агрегаторов такси, чтобы выяснить обоснованность изменения цен при ухудшении погоды, но о результатах публично не сообщила. В службе не ответили на вопросы “Ъ”. В департаменте транспорта Москвы также не предоставили комментарий.
По оценкам «Велес Капитала», по итогам 2021 года оборот российского рынка такси достигнет 1 трлн руб., а доля агрегаторов превысит 60%. Крупнейшим игроком остается «Яндекс.Такси» (также работает в России под брендом Uber) с долей более 45% в денежном выражении.
В «Яндекс.Такси» заявили “Ъ”, что декабрь — традиционно высокий сезон для такси, из-за снегопада и похолодания в Москве скорость движения машин медленнее обычного, а уровень пробок выше, значит, поездка займет больше времени и будет дороже. В «Ситимобиле» говорят, что повышающие коэффициенты позволяют привлечь водителей именно в те районы и в те часы, где их больше всего не хватает. Но о росте стоимости поездки, например, в десять раз речь идти не может, подчеркивают там. В Gett также указали на динамическое ценообразование и отметили, что более высокий класс в период высокого спроса может оказаться дешевле.
Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов главной причиной ситуации называет желание агрегаторов «поправить экономику».
«Прежде компании активно привлекали клиентов промокодами и скидками. Сейчас они хотят показывать или наращивать прибыль»,— поясняет он. Так, на фоне роста средней стоимости поездки у «Ситимобила» по итогам третьего квартала 2021 года число поездок сократилось на 10% год к году (см. “Ъ” от 28 октября). Кроме того, продолжает господин Беспалов, сохраняется нехватка водителей, потому повышением цен агрегаторы пытаются нащупать баланс между спросом и предложением. По его словам, часть автомобилей могла уйти на доставку товаров для бизнеса.
Председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты по таксомоторным перевозкам, основатель «Формулы такси» Богдан Коношенко говорит, что на стоимость поездки в первую очередь влияет рост цен на автомобили и топливо. Но, подчеркивает он, в Москве расценки на такси все равно намного ниже, чем на зарубежных рынках, а высокие тарифы нужны для решения проблемы с дефицитом водителей.
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/5152764