В Тушинском районном суде завершилось рассмотрение иска москвички Елены Гращенковой к агрегатору такси. Женщина подала заявление еще в 2019 году, но из-за пандемии слушания затянулись. В итоге, Елене удалось доказать, что агрегатор должен понести ответственность за ДТП, в которое она попала по вине водителя, и выплатить ей компенсацию.
История Елены началась в 2016 году. Тогда, в Санкт Петербурге женщина заказала такси в аэропорт через известную платформу. Прибывший водитель не справился с управлением и на скорости около 70 км/час заехал на бордюр, после чего врезался в дерево и фонарный столб. Женщина получила множественные ушибы, сотрясение мозга и раздробленное плечо. Позже водителя признали виновным по статье 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека». Таксиста лишили свободы на полтора года и обязали оплатить пассажирке лечение и судебные издержки. Всего — 615 тысяч рублей, которых у него не было. Чтобы спасти руку, Гращенкова отдала 250 тысяч рублей на операцию, а последующая реабилитация обошлась еще в 800 тысяч. Тем не менее, полностью подвижность восстановить не удалось. Теперь Елена не может полноценно работать, а при долгом сидении за компьютером испытывает сильные боли.
Единственной выплатой, которую потерпевшая получила после аварии, стала сумма 75 тысяч рублей от страховой компании. Несогласная с таким решением женщина подала иск к агрегатору такси, но за неимением практики в таких делах, суд его не удовлетворил. Елена дошла до Мосгорсуда, где судьи встали на сторону потерпевшей. В итоге ей выплатили 800 тысяч рублей — 300 тысяч от агрегатора такси и полмиллиона от страховой компании. Тогда Елена не планировала судиться дальше, но диагноз врачей изменил ее решение. Как оказалось, печальные прогнозы врачей сбылись — плечо уже больше никогда не восстановится, сколько не проходи реабилитаций. Это сподвигло Елену бороться за пожизненные выплаты.
— У Елены травма, которая будет с течением жизни деградировать, — комментирует адвокат Гращенковой Марат Аманлиев. — Чем старше она будет становиться, тем хуже будет действовать плечевой сустав, ограничения по движению будут увеличиваться, а, значит, снижаться профессиональная трудоспособность. У нас будет повторное абсолютно аналогичное дело, просто мы поставим вопрос о бессрочности травмы. Мы начали это дело в 2019 году, но из-за ковидных ограничений всё затянулось. Поэтому мы направим Елену заново на осмотр в медицинское учреждение, чтобы ей не нужно было периодически доказывать потерю трудоспособности. Тогда и мы поставим точку в этом деле. Но сам механизм, принцип мы уже отработали. Это первый иск в рамках ст. 1092 ГК России «Платежи по возмещению вреда», поданный к агрегатору такси. Для тех, кто попадет в такую ситуацию очень важно сразу зафиксировать весь вред здоровью. Если установят, что у вас тяжкий вред здоровью, то сразу возбудят уголовное дело в отношении водителя, осудят его. И на этом этапе нужно подключать юристов, передавать материалы из уголовного дела и подавать отдельно гражданский иск к агрегатору. Выдумывать ничего не нужно, можно прямо брать приговор нашего дела. Человек, если у него, например, необратимая травма, может потребовать утраченный заработок за весь период и будущее. Эксперты установят, каков процент утраченной трудоспособности и исходя из этого посчитают заработок. Условно, если потерпевший зарабатывал 100 тысяч рублей и потерял 20% трудоспособности, то ему пожизненно должны платить 20 тысяч рублей в месяц с индексацией. Но, отмечу, что моральный вред — это бессрочная история, а утраченный заработок имеет срок исковой давности — 3 года. Гражданский иск лучше подавать отдельно.
В итоге Тушинский суд обязал ответчика обязали выплатить Елене единовременно 3 047 000 рублей, из которых 2 247 000 — возмещение материального ущерба, вызванного стойкой утратой трудоспособности 2016-2021 год, и 800 000 руб штраф за отказ от добровольного исполнения требования потребителя.