«Национальный совет такси», куда входят некоммерческие организации такси, подал жалобу в ФАС на агрегатора Didi за агрессивную маркетинговую стратегию компании в России, документ есть у РБК.
«В своей хозяйственной деятельности Didi применяет агрессивную маркетинговую стратегию, которая наносит вред участникам рынка. В частности, Didi предоставляет как водителям такси, так и пассажирам значительнее субсидии в различной форме», — сказано в обращении.
В ассоциации уточнили, что Didi предоставляет различные промокоды и скидки для пассажиров, которые снижают цену поездок значительно ниже рыночной, скидки на комиссию агрегатора и «гарантированные заработки» для водителей такси в размере от 9 тыс. до 14 тыс. руб. в день.
По мнению ассоциации, для достижения нормы выработки водителям приходится перерабатывать, что может повлиять на безопасность поездки. Также Didi обвили в недобросовестной практике переманивания водителей из других сервисов.
В организации считают, что Didi располагает значительными финансовыми средствами, поскольку занимает доминирующее положение в Китае. Используя эти средства и агрессивную маркетинговую тактику в России, сервис создает недобросовестную конкуренцию и угрожает российским участникам рынка.
В ФАС подтвердили РБК получение обращения от «Национального совета такси». Оно будет рассмотрено в установленном законом порядке (30 дней со для регистрации).
Пиар-директор Didi в России, Восточной Европе и Центральной Азии Ирина Гущина сообщила РБК, что в компании считают жалобу неосновательной. «Чтобы обеспечить конкурентную стоимость поездок, заказанных в Didi, мы используем передовые технологии, включая анализ больших данных, алгоритмы прогнозирования спроса и интеллектуальной диспетчеризации», — утверждает она.
По ее мнению, именно применение технологических инноваций повышает эффективность оказываемых услуг пассажирам и обеспечивает хороший заработок водителей, за счет сокращения холостого хода и совершения большего количества поездок в единицу времени. Гущина отметила, что в Didi используют стандартные для рынка программы дополнительного вознаграждения водителей, а компания строго следует законодательству России и принципам честной конкуренции. «Мы верим, что здоровая конкуренция необходима, чтобы стимулировать развитие рынка и обеспечивать доступность качественного сервиса для пассажиров и возможности заработка для партнеров-водителей», — подытожила она.
5 июня глава Минцифры Максут Шадаев и председатель комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы Александр Хинштейн заявили, что власти обеспокоены иностранной экспансией на российский рынок такси. По словам Шадаева, на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2021) несколько раз обсуждался вопрос, как ограничить работу в России китайских сервисов такси. Он отметил, что в связи с этим «в ФАС обратилась одна компания», однако не уточнил ее название.
По словам источника РБК на рынке такси, заявление в ФАС направил сервис заказа такси «Максим». Позже в «Максиме» подтвердили, что обратились в ФАС с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства со стороны агрегатора Didi. По словам представителя компании, предметом заявления являются демпинг и доплаты водителям.
Китайский агрегатор такси Didi начал работу в России в августе прошлого года. Первым городом, где он появился, стала Казань. Позднее возможность пользоваться сервисом также получили жители и гости Белгорода, Брянска, Владимира, Ижевска, Йошкар-Олы, Курска, Липецка, Набережных Челнов, Оренбурга, Пензы, Рязани, Тамбова, Твери, Тулы и Чебоксар. Выход на рынки Москвы и Санкт-Петербурга компания пока не планировала.
В марте операционный директор компании в России Даниил Петин в интервью телеканалу РБК сообщил, что в этом году количество российских городов, где можно будет заказать такси через этот сервис, должно увеличиться с нынешних 16 до более чем сотни.
Агрегатором такси Didi владеет китайская компания Didi Chuxing. О том, что сервис может заработать и в России, еще в 2017 году объявил глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев. В ноябре 2016-го РФПИ через Российско-китайский инвестиционный фонд вложился в Didi Chuxing (сумма инвестиций не раскрывалась). В декабре 2019 года Didi Chuxing зарегистрировала юрлицо в России — ООО «Диди Мобилити Рус».
Источник: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/60d0aeae9a7947722885ac92