Согласно исследованию банка HSBC, Россия — лидер среди стран, где ездить на такси выгоднее, чем пользоваться своим авто. В нашей стране стоимость поездки на 75% ниже, чем, к примеру, в США, а цены на машины ниже только на 30%. По-вашему, в будущем количество личных автомобилей будет уменьшаться или, наоборот, увеличиваться? «БИЗНЕС Online» отвечают Вячеслав Зубарев, Радик Хасанов, Виктор Дьячков, Марат Бикмуллин и другие.
Вячеслав Зубаревглава ГК «ТрансТехСервис»— Нет, я не готов. Мне действительно доставляет удовольствие ездить на своем автомобиле, потому что это другой уровень комфорта, во-первых. Во-вторых, иная степень безопасности, что немаловажно. У нас, конечно, такси дешевое, но, откровенно говоря, уровень вождения таксистов порой не гарантирует безопасности. Да и качество автомобилей зачастую оставляет желать лучшего. В Москве я часто передвигаюсь на такси, и так же часто мне становится жутко, потому что понимаю, что квалификация водителя — это моя безопасность. А квалификация зачастую не на самом хорошем уровне. Повторю, я не раз говорил о подобном во многих интервью, автомобиль для меня больше, чем средство передвижения, — это получение эмоционального удовольствия.
Уменьшаться или увеличиваться будет количество личных машин в будущем? Думаю, что в тех странах, где, так скажем, есть насыщение личными авто, число станет снижаться. Многие, рационально подходя к вопросу, будут реже покупать себе машины, реже их менять, даже отказываться от приобретения. Есть такая тенденция. В нашей же стране два встречных процесса: в крупных городах некоторые действительно готовы отказаться от личного авто или реже им пользоваться. При этом есть масса людей, которые мечтают о нем, но не могут себе его позволить чисто финансово. Поэтому если благосостояние населения начнет расти, то не думаю, что приобретать машины станут реже.
Михаил Устюжанингенеральный директор компании «ЛидерТранс»— В Москве я полностью отказался от личного автомобиля, перемещаюсь на метро. Если опаздываю, прыгаю в такси. При этом я использую «Яндекс.Навигатор»: сначала смотрю, сколько по времени займет путь на машине и метро, а затем выбираю то, что оказывается быстрее.
Вообще, если рассуждать про такси в маленьких городах, то основные проблемы тут следующие: машины непонятного качества, грубо говоря, водители непонятной квалификации. А в той же Москве водители компаний, предоставляющих услуги такси, ежемесячно, а порой чуть ли не еженедельно проходят квалификацию. Соответственно, когда заказываешь там автомобиль, скажем, класса комфорт, у тебя не болит голова касательно того, где припарковать машину, относительно качества обслуживания, и это реально дешевле. Ради интереса я сам высчитывал. Даже если пользоваться автомобилем комфорт- и премиум-класса, выходит однозначно дешевле. Это, повторю, касательно мегаполисов — Москвы, Питера. А, например, в Набережных Челнах я не пользуюсь такси по той простой причине, что несколько раз мне попадались неадекватные водители.
Что касается количества личных авто в будущем, это же зависит от благосостояния людей и менталитета. У нас жители, к сожалению, не имея собственной квартиры, порой покупают себе машины премиального класса. Подобное связано с тем, что личный имидж ставится во главу угла. Ну это неправильно…
Флун Гумеровпрезидент ювелирной компании «Алмаз Холдинг»— Я как раз сейчас еду в такси, провожал сына в Казань, очень комфортно, удобно. А когда, например, возвращаюсь из Костромы в московский офис, в котором у меня есть дела, условно, на три-четыре часа, то я не держу и не мучаю водителя, отпускаю его и еду по другим делам уже на такси. Вот эта конкуренция, которая возникла среди компаний, предоставляющих услуги такси, действительно сделала стоимость проезда довольно низкой. Скажем, если я вызываю Mercedes, то это обходится в 1000 рублей, если обычную машину — от 300 до 500. Для меня подобное приемлемо. Но полностью отказаться от своего шофера я не могу, потому что у нас производственные площади находятся в Костроме, а центральный офис — в Москве и раз в неделю езжу в Кострому. Тут, конечно, легче передвигаться на своей машине. Хотя, кстати, многие мои коллеги действительно отказываются от своих авто, пересаживаются на такси. Это 100 процентов выгоднее для них, чем содержать своего водителя. Тем более что в Москве таксистам с желтыми шашками разрешено ездить по автобусной полосе. Так что, когда на дорогах заторы, проще, быстрее и логичнее заказать машину и добраться до места назначения куда быстрее.
Мансур Гилязовдраматург— Я не готов отказываться от личного автомобиля, потому что это мой кабинет. У меня тут все свое: книжка, гаджеты, музыка, моя территория, атмосфера, мои запахи, истории и так далее. Машина гораздо больше, чем средство передвижения, — это живое существо. Потому количество личных авто уменьшаться не будет никогда, ведь это свой отдельный мир.
Такси, конечно, мне приходится пользоваться, я же человек. Когда бываю подшофе, всегда вызываю машину. Сервис становится все лучше и лучше, я очень доволен, все удобно, а цены низкие. Нужно признать, что на такси действительно ездить дешевле.
Ну а причина того, что наше такси самое дешевое, во-первых, увеличивающееся количество городского населения, деревенское исчезает. Во-вторых, мигранты из Средней Азии, которым просто некуда пойти работать. Самый легкий способ заработка для них, что называется, «из кармана в рот»: заработал 500–1000 рублей — тут же поел или купил продуктов, принес домой. Поэтому конкуренция просто дикая на рынке такси.
Марат Бикмуллинпредседатель совета директоров ООО «Информационные системы»— Да, готов отказаться. Я вообще чаще передвигаюсь на велосипеде, на автомобиле только зимой. А когда приходится использовать такси, то остаюсь очень доволен, потому что то, которое было в советские годы, и сейчас — это небо и земля. Сегодня водители вежливые, стараются услужить, внимательные, музыку не включают, не курят, в салоне чисто. Они реально заботятся о клиенте.
Ну а количество автомобилей, конечно, будет уменьшаться в будущем, потому что улучшается общественный транспорт, появляются новые станции метро, такси опять же становится все более доступным, возникают всякие мобильные приложения. Кроме того, сейчас люди чаще находят работу ближе к дому, плюс больше становится тех, кто работает удаленно. Это создает запрос на использование населением общественного транспорта. Ну а такси будет еще дешевле, когда станет беспилотным.
Виктор Дьячковпредседатель совета директоров ГК ICL— У меня есть и личный автомобиль, и активно пользуюсь такси, конечно. Я бы отметил, что компаниям, предоставляющим услуги такси, есть что улучшить в сфере качества программного обеспечения. Ну а количество личных машин в ближайшие 5–7 лет будет только расти.
Радик Хасановгенеральный директор ОАО «ПО „Завод имени Серго“»— У меня есть личный автомобиль «ВАЗ-21», на котором я с удовольствием езжу два раза в год. На такси, разумеется, тоже приходится передвигаться, но, в силу работы, занятости, необходимости быстро переместиться из одного объекта в другой, все-таки ездить удобнее с водителем. Поэтому я пока не представляю, что во время работы буду пользоваться исключительно услугами такси.
Что касается количества увеличения или уменьшения личных авто, то уровень жизни наших людей падает, как и покупательная способность, поэтому говорить о том, что в будущем они смогут позволить себе купить собственную машину, неправильно. Я как раз недавно где-то видел данные по продажам легковых автомобилей в России, где говорилось, что они падают. На самом деле люди сейчас ставят другие задачи перед собой, и авто не входит в топ приоритетных.
Альберт Мухаметшиндиректор МУП Казани «ПАТП №2», депутат Госсовета РТ— Я на такси не езжу, вообще его не люблю. Более того, это мой принцип — не передвигаться на нем. Во-первых, я не знаю, к кому сажусь. Во-вторых, не люблю чужую манеру езды. В-третьих, не нравится садиться в салон, где порой вонь от сигарет, а водитель из тех, кто придерживается принципа «как хочу, так и езжу». На мой взгляд, лучше передвигаться на общественном транспорте, но только не на такси.
Что касается изменения количества личных авто, это зависит от многих условий: будут ли вводить плату на проезд в центре города, строить развязки, парковки. Пока же число машин растет с каждым годом.
Насчет стоимости такси… пока оно ведь в налоговом вопросе никак не зафиксировано, в то время как мы продаем билет и сразу платим за него налог. Если утрировать, то водитель раз в год платит тысячу рублей — и всё, контроля нет. То есть это его машина, он предоставляет услуги, у него счетчика нет, кассового аппарата — тоже. Если налоговая прижмет, думаю, тогда и цены на проезд в такси поднимутся.
Айрат Гимадутдиновгенеральный директор ООО «АКФ „Аудэкс“»— Я не готов отказаться, так как живу в пригороде. Потому мне привычнее и удобнее ездить на своей машине. Тем не менее такси иногда приходится пользоваться, и никаких отрицательных эпизодов у меня не возникало. У нас, кстати, есть корпоративное такси, что очень удобно. А если вызываю не его, то опять-таки комфортнее заказывать машину через приложение, там все видно.
Ну а увеличение или уменьшение количества личных авто зависит от развития инфраструктуры общественного транспорта. То есть если он станет доступнее (частота движения, низкая стоимость проезда), то, вероятно, число машин, приобретаемых для себя, будет уменьшаться. Да и вообще общественный транспорт для здоровья полезен. Тут вышел из квартиры, сел в машину приехал на работу, устроился в кресло… А когда общественный транспорт, нужно немножко прогуляться, дойти до остановки… Иногда даже с какой-то ностальгией вспоминаешь времена, когда своей машины не было, когда ездить приходилось на автобусе или трамвае. Ну а насчет дешевизны такси… если бензин будет дорожать, то и стоимость проезда на такси увеличится.
— Я об этом пока не задумывался, но расценки на поездку в такси меня всегда приятно радуют. В Казани и других городах я часто им пользуюсь. Когда вопрос встает о том, попросить отвезти меня кого-то из друзей или за 200–300 рублей доехать самому на такси, конечно же, выбор падает на него. Да, из-за подобных денег никого напрягать не стоит. А вот чтобы совсем отказаться от личного автомобиля… я пока к такому еще не пришел, потому что собственная машина — это свое пространство, такая миниквартирка, в которой есть вещи, необходимые тебе в течении дня, а в такси ты лишь пассажир.
Что касается формы обслуживания, меня все полностью устраивает: водители в костюмах, очень вежливые, подходишь к машине — тебе открывают дверь, если сумка в руках — предлагают убрать в багажник. А дешевыми такси я не пользуюсь, поэтому не могу сказать, какой там сервис. Многие годы я езжу на Gett, рад, что компания работает в Казани.
Источник: https://www.business-gazeta.ru/article/433692