Только за декабрь и ноябрь СМИ рассказали по меньшей мере 40 историй о том, как таксисты убивали россиян или издевались над ними. При этом свою вменяемость водители подтверждают лишь раз в 10 лет — при получении или замене прав. Агрегаторам, к которым подключено большинство российских таксистов, этого достаточно — дополнительных проверок психического состояния своих водителей они не проводят.
Надругательство в центре Петербурга и бойня за деньги
22 декабря 25-летняя жительница Санкт-Петербурга ехала домой на такси. Ничего не предвещало беды, как вдруг водитель остановился на Михайловской улице в центре города. Он запер пассажирку в автомобиле, ударил ее по голове и принудил заняться с ним оральным сексом, сообщает сайт kp.ru со ссылкой на источник в правоохранительных органах.
Девушка обратилась в больницу только 26 декабря — там у нее зафиксировали ушиб головы и подозрение на сотрясение мозга. Из травмпункта информацию передали в полицию. Злоумышленник все еще в розыске — правоохранители устанавливают обстоятельства происшествия.
Другой пассажир — 37-летний житель Нижнего Новгорода — вечером 7 ноября случайно уснул в такси, положив ноги на сиденье. Водитель привез клиента к месту назначения, однако, увидев, что тот запачкал салон, позвал на разборку двух коллег.
«Он решил стрясти с пассажира деньги на оплату химчистки салона. По приезде его вытащили из салона. <…> Конечно, за испачканный салон нужно заплатить, но эти вопросы не должны решаться подобным способом», — рассказывал приятель таксиста РИА «Новости».
Видео конфликта опубликовали в соцсетях — на нем видно, как мужчину вытаскивают из салона, после чего один из водителей толкает его в спину. Пассажир пытается дать сдачи, однако тот же таксист бьет его в ответ.
В итоге нижегородец падает и бьется головой о стоящий поблизости автомобиль — водитель подбегает к нему и наносит еще несколько ударов, после чего скрывается вместе со своими друзьями.
По факту инцидента возбуждено уголовное дело по статье «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть человека».
Что грозит таксисту за изнасилование
Полную проверку на вменяемость таксисты, как и остальные водители, проходят раз в 10 лет — при получении или замене водительского удостоверения. Они приносят в ГИБДД справки из психо- и наркодиспансера о том, что не стоят на учете.
Имея трехлетний водительский стаж, россияне могут обратиться в таксопарк и получить лицензию на перевоз пассажиров. Хотя некоторые становятся самозанятыми таксистами, большинству водителей найти достаточно клиентов сложно, поэтому они идут к агрегаторам — таким как «Яндекс.Такси», «Ситимобил», Uber и другие. В 2019 году подобные компании, сообщает Росстат, заняли порядка 60% рынка такси.
Сервисы требуют от водителей лицензию на перевозку пассажиров, паспорт, права и справку об отсутствии судимости. Справок о психическом состоянии агрегаторы не просят. Каждый день перед рейсом перевозчик ограничивается проверкой пульса, давления и выявлением алкогольной, а также наркотической интоксикаций.
«В ходе личной беседы с каждым водителем менеджеры оценивают их знание русского языка, состояние автомобиля, а также то, насколько человек готов работать водителем такси. Специалисты задают вопросы об опыте работы, о стаже вождения и привычках, об общении с клиентами», — рассказали «Газете.Ru» в «Ситимобиле».
Важно понимать, что сервисы лишь оказывают информационные услуги и отвечают за то, чтобы водитель встретился с клиентом. Вся ответственность за безопасность пассажира, как следует из ФЗ №69, лежит на перевозчике.
Во время поездки некоторые агрегаторы могут предложить клиентам только отправить данные маршрута близким или воспользоваться кнопкой быстрого вызова полиции и скорой помощи.
Также, если пассажир стал жертвой домогательства или других противоправных действий в такси, он может пожаловаться в службу поддержки сервиса, которая работает круглосуточно. «Оставить заявку можно как по телефону, так и в мобильном приложении. В зависимости от тяжести нарушений мы делаем предупреждение водителю или блокируем его в системе без возможности восстановления», — пояснили в «Ситимобил».
Однако даже в таких страшных случаях, как изнасилование, агрегаторы не могут самостоятельно обратиться в полицию. «Согласно положению о личных данных пользователей, мы не можем без запроса правоохранительных органов самостоятельно подавать подобные заявления, но при его наличии от пострадавшего готовы оказать всю необходимую помощь следствию», — пояснили «Газете.Ru» в сервисе InDriver.
:Пресечь домогательства поможет обязательная установка видеорегистраторов в машинах всех водителей такси — так уже давно поступают в США,
сообщили «Газете.Ru» в Общественном Совете по развитию такси.
«Когда в США в автомобилях такси установили видеорегистраторы, количество происшествий и преступлений снизилось в несколько раз. Что касается российского рынка, с одной стороны, для пассажиров это благо — устанавливать такое оборудование в автомобилях, с другой стороны, установка ляжет дополнительной финансовой нагрузкой на легальный бизнес, а именно таксопарки», — отметили в организации.
Кроме того, в США некоторые агрегаторы ведут статистику происшествий — так, 6 декабря ее опубликовал Uber. В ней отмечалось, что за 2017 и 2018 год сервис получил около 6 тыс. жалоб пассажиров на домогательства со стороны водителей. Также за этот период было зафиксировано 464 изнасилования.
В InDriver «Газете.Ru» сообщили, что собирают похожие данные, однако делиться ими отказались. Между тем «Ситимобил» и «Uber. Russia» проигнорировали вопрос о статистике, а в «Яндекс.Такси» дать ответ затруднились.
Агрегаторов заставят ответить
Тем временем в Совфеде предлагают усилить ответственность для российских сервисов такси за безопасность пассажиров. Соответствующий законопроект группа сенаторов во главе с вице-спикером Андреем Турчаком внесла в Госдуму 18 декабря.
Члены верхней палаты намерены ввести солидарную ответственность для агрегаторов, индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан за реальный ущерб, причиненный жизни, здоровью или багажу пассажира в результате ДТП. Однако о равносильной ответственности за домогательства и издевательства в проекте речи не идет.
Максимальный размер компенсации, которую агрегаторы и одиночные водители должны будут выплатить пострадавшему, если проект вступит в силу, составит 2 млн рублей.
Также парламентарии предлагают создать реестр служб такси, который будет вести уполномоченный орган в каждом регионе. Агрегатор может начать работу только после включения в данный перечень — для этого понадобится подать извещение, указав, помимо прочего, наименование всех используемых приложений для мобильных устройств.
Кроме того, сервисы обяжут раз в сутки передавать информацию о местоположениях и маршрутах такси тому же уполномоченному региональному органу и ежедневно проверять актуальность документов у водителей.
Источник: https://www.gazeta.ru/social/2019/12/28/12888842.shtml