…Юсуф С. работает в Москве на такси уже больше десяти лет. И каждый день, выходя на линию, первым делом проверяет, при себе ли путевой лист. Это главный документ, который у него спросят на дороге при любой проверке. Заверен он печатями и подписями врача и механика — людей, которые тем самым гарантируют, что водитель сел за руль здоровый и трезвый, а автомобиль у него полностью исправен. «На самом деле все эти десять лет никто ничего не проверяет, — рассказывает Юсуф. — Если бы я делал все по правилам, то в год платил бы за это 40 тысяч рублей. С моими доходами не могу позволить себе такие расходы. Таксопарки тоже тратиться не хотят. Поэтому нам просто выдают путевые листы заранее заполненными».
Врач и механик могут быть как штатными работниками таксопарка, так и работать на выезде — например, приезжать на осмотры на несколько часов, а потом работать в другом месте. Но лицензия на этот вид деятельности у них обязана быть. Если компания маленькая, водители могут проверяться в таксопарке покрупнее, заранее заключив договор. Еще один вариант — обратиться в специальную контору, где ИП и небольшие фирмы могут получить те же услуги. В Москве таких фирм несколько десятков, все они пользуются бешеной популярностью. Пробую позвонить в одну из них, узнать, можно ли получить путевой лист. «Заключаете договор, приобретаете путевые листы, медик и механик ставят печати и подписи на месяц вперед, все журналы учета тоже будут заполнены. Будет видимость, что вы регулярно каждое утро приезжаете на осмотр. Реально ехать никуда не нужно», — без стеснения детально отвечает на вопрос оператор сайта razreshenie-na-taksi.ru. Цена, что называется, вполне доступная — за годовой договор 10 тысяч рублей. Это оптом. Напомню, реальная услуга стоила бы раза в четыре дороже. Звоню еще в одну контору, представляюсь индивидуальным предпринимателем. Тут продажа в розницу — 50 рублей за один путевой лист. Спрашиваю: можно не ехать лично, а получать документы по почте? «Приезжайте, поговорим», — осторожно отвечают на сайте putevye-listy.ru, намекая, что не проблема. Итог и других звонков оказался примерно одинаковым: прямо или косвенно на другом конце провода говорили, что листы можно получить, даже не засветившись на приеме у врача.
Эксперты оказались в курсе этой ситуации. Они уверены, что давно устарел сам принцип выдачи этих документов и отрасль нуждается в серьезных переменах. «У нас совершенно архаичный порядок получения путевых листов, унаследованный от СССР. Пора признать, что этот рынок никак не контролируется. Все эти листы со штампами — филькины грамоты в наш век цифровых технологий», — считает директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. «Выдача путевых листов превратилась в прибыльный криминальный бизнес — не только в Москве, но и по всей стране. Тех, кто реально проходит все проверочные процедуры, единицы», — рассказал «РГ» глава транспортного комитета Московской торгово-промышленной палаты Богдан Коношенко.
Богдан Коношенко тоже поддерживает дистанционные осмотры: «В стране принят закон о телемедицине — дистанционно можно руководить даже операциями. Почему же тогда нельзя пройти на расстоянии медицинский медосмотр? Получается, что все, кто использует его сейчас в такой форме, нарушают закон». А технический контроль, по словам эксперта, стоит вообще отменить. Ведь норма принималась тогда, когда на дорогах были только «волги» и «жигули» с их частыми поломками. Современные же машины не такие капризные, им столько внимания им и не требуется.
Найти же таксопарк, где до сих пор держат в штате медика, реально каждый день проверяющего водителей, оказалось крайне непросто. Я, в частности, обнаружил лишь один — «Таксовичкоф». По словам операционного директора Ильи Байко, у них таксисты каждый день за 15-20 минут до рейса проходят в кабинет медика, и он лично проводит все проверки. Далее машину осматривает механик. После окончания смены следует еще один круг проверок, и лишь после этого водитель сдает машину и ключи. Правда, убедиться самим, так ли это, корреспондентам «РГ» не удалось — поприсутствовать на самой проверке нам не разрешили.
За первые 10 месяцев 2019 года в Москве произошло 968 ДТП с участием такси, или на 43% больше, чем за тот же период прошлого года. В них погибли 20 человек. Причем практически в каждом седьмом случае водитель такси был в состоянии алкогольного опьянения. Так, в начале этого месяца в столице нетрезвый таксист не справился с управлением и снес припаркованные у дороги автомобили. Он пытался скрыться, но был задержан проезжавшими мимо росгвардейцами. А всего неделю назад в районе Орехового бульвара у таксиста прямо за рулем случился приступ эпилепсии. Потеряв контроль над машиной, он врезался сразу в пять авто. Пассажир, к счастью, отделался легкими царапинами, а самому водителю еще до приезда «скорой» первую помощь оказали очевидцы. При нормальной организации предрейсовых медосмотров этих случаев могло бы и не произойти.
Источник: https://rg.ru/2019/11/19/pochemu-bolshinstvo-taksistov-ne-prohodiat-predrejsovyj-medosmotr.html