Работа на условиях самозанятости в Яндекс Такси содержит в себе некоторые подводные камни, хотя и с виду организационно проста. Разобраться и решить, какую форму работы предпочесть водителю, стоит ли переходить в статус самозанятого, поможет наш материал.

Может ли водитель такси быть самозанятым

Мы ответим на этот вопрос: может, но только, если это самозанятый со стаусом ИП или штатный работник по трудовому договору. Самозанятый без статуса ИП, работая через ЯндексТакси, рискует получить штраф.

А теперь объясняем, почему именно так и почему агрегаторы такси приглашают именно самозанятых.

Самозанятый — тот, кто платит со своих доходов от бизнеса не УСН или патент, а налог на профессиональный доход (НПД). НПД – это специальный налоговый режим, очень простой для оформления (регистрация в приложении) и для применения (никакого бухучета).

Например, таксист самозанятым может стать при соблюдении следующих условий:

  • он является гражданином РФ, Белорусии, Казахстана или Киргизии;
  • его совокупный доход по деятельности в качестве самозанятого не превышает 2,4 млн руб. в год;
  • у него нет наемных сотрудников;
  • он не является государственным или муниципальным служащим;
  • для работы через агрегатор ЯндексТакси у него есть статус ИП.

При этом индивидуальному предпринимателю для работы самозанятым в такси нужно сменить налоговый режим на специальный (т.е. на налог на профессиональный доход). Водитель-предприниматель должен уведомить налоговую о прекращении применения прежнего налогового режима (УСН или ОСНО), в противном случае ФНС аннулирует статус самозанятого.

ИП на патентной системе налогообложения могут стать самозанятыми после окончания действия патента или при досрочном его прекращении по инициативе налогоплательщика.

Налог самозанятые платят 4% на заказы от физических лиц, 6% — на заказы, поступившие от юридических лиц. Платить страховые взносы самозанятый не обязан, но может это сделать по своему желанию – тогда доход (в т.ч. получаемый от заказов в такси) пойдет на формирование будущей пенсии водителя.

Самозанятому не нужно вести бухгалтерию, предоставлять отчетность в налоговую.

Плюсы и минусы самозанятости в Яндекс Такси

Перед принятием решения, стоит ли становиться самозанятым в яндекс такси, нужно взвесить все преимущества и недостатки такой формы работы.

Плюсы самозанятым водителям в ЯндексТакси

В числе плюсов можно отметить следующие факторы:

  • приоритет самозанятого при распределении заказов;
  • доход, получаемый таксистом на карту и отмеченный в приложении «Мой налог», является полностью официальным, в приложении можно даже запросить подтверждающую справку;
  • отсутствие комиссии таксопарка (т.к. в Яндекс самозанятый работает с сервисом напрямую);
  • перевод денежных средств напрямую на карту водителя, без посредников и комиссий;
  • возможность совмещения работы самозанятых в такси с их основной или дополнительной работой (кроме тех случаев, когда получение дополнительного дохода запрещено законом, например, для госслужащих);
  • прочие бонусы от Яндекса: юридические консультации, программы страхования, особые условия автокредита от партнеров, поддержка менеджеров, возможность покупки смен, дополнительные баллы по программе привилегий и др.
  • ЯндексТакси организует расчеты, а значит водитель может выбирать — покупать онлайн-кассу в автомобиль и вести расчеты лично или подключиться к одному из операторов онлайн-касс, предоставленных ЯндексТакси (отправлять клиентам бумажные чеки необязательно, поэтому вполне законно ограничиться электронными чеками через оператора). 

Разумеется, сохраняются и плюсы работы в качестве самозанятого:

  • возможность использования налогового вычета 10 тыс. руб.;
  • освобождение от необходимости вести бухгалтерию, сдавать отчетность;
  • нет обязанности платить страховые взносы;
  • быстрое и простое получение справки о доходах через приложение «Мой налог».

Минусы самозанятости в ЯндексТакси

Но даже при таком количестве положительных факторов самозанятость в яндекс-такси подводные камни все же предполагает (хотя их и немного). И среди них:

  • ограничения по расширению деятельности: доход — максимум 2,4 млн в год от работы в такси, нельзя нанимать работников;
  • стаж работы не будет учитываться при расчете пенсии;
  • налог будет начисляться на любой доход самозанятого в такси, в т.ч. и на бонусы от Яндекса, чаевые от заказчиков, и на размер расходов эта сумма не уменьшается.
  • ИП оформить все равно придется, т.к. иначе не получить разрешение на деятельность такси (это обязательный документ).

Таким образом, чтобы водителю определиться — самозанятый или таксопарк – нужно оценить вес вышеприведенных факторов.

Как стать самозанятым в такси

Для получения статуса самозанятого водитель должен совершить следующую последовательность действий:

  1. Оформить ИП и сразу зарегистрироваться в системе «Мой налог» как самозанятый.
  2. Открыть расчетный счет физлица в банке. К этому счету необходимо привязать дебетовую карту (т.е. не кредитную, например).

    Карта должна быть именная (т.е. на ней должны быть указаны имя и фамилия самого водителя), в противном случае могут возникнуть проблемы с переводом денежных средств со счета водителя в приложении от «Яндекс. Такси». Не подойдут в этом случае также и карты, открытые на имя родственников таксиста или неименные карты (т.е. карты вообще без имени). Если применять неименную карту, то только специальную карту водителя – на нее перевод денежных средств будет возможен.

  3. Скачать приложение Яндекс.Про и начать в нем процедуру регистрации в качестве самозанятого водителя такси (т.е. водителя-партнера). Сразу в приложении нужно установить в таксометре статус «приоритет для самозанятых».
  4. Скачать приложение «Мой налог» и зарегистрироваться с его помощью в качестве самозанятого.
  5. Завершить регистрацию в приложении Яндекс. Про в статусе самозанятого.

Самозанятость в Яндекс такси: нужна ли лицензия

Для пассажирских грузоперевозок в такси обязательно нужна не лицензия, а разрешение на перевозку пассажиров. Самозанятый может получить на свою машину такое разрешение только, если он оформлен как ИП. Если статуса ИП нет, то можно работать в такси только как сотрудник организации — тогда разрешение на все машины оформляет организация-таксопарк.

Документ, именуемый «лицензия» нужен, если транспортное средство имеет статус автобуса (от 8 мест).

Отличия лицензии и разрешения

Лицензия разрешает регулярную перевозку пассажиров по городу и вне его пределов (подп. 24 п. 1 ст. 12 закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании…»). Получать лицензию должны организации, занимающиеся перевозкой людей по определённым маршрутам автобусами. Автобус – это автомобиль, который имеет более 8 посадочных мест (кроме водительского) (см. приложение № 1 ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств»). Выдача лицензий регулируется постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1616.

Отметим, что ранее полученные разрешения (в 2020 и 2021 годах) продлены Правительством РФ до конца 2022 года (полный текст постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 читайте в системе КонсультантПлюс).

Если речь идёт о перевозке пассажиров легковым автомобилем (такси) по частным заказам, тогда требуется не лицензия, а разрешение на осуществление данного вида деятельности. Условия получения разрешения устанавливаются законодательством региона. (ст. 9 закона № 69-ФЗ). Исключение — Москва и Московская область. 

Например, если разрешение выдано в Москве, то заниматься извозом в Воронеже не получится. Причем, доставить пассажира из Москвы в Воронеж можно, а вот взять пассажира на обратном пути из Воронежа уже нельзя. Если машину остановят на дороге и проверят, то скорее всего водитель будет наказан штрафом за отсутствие лицензии.

Однако, часто между субъектами РФ (обычно граничащими друг с другом) заключаются соглашения о взаимном признании разрешений на извоз. Тогда возить людей можно не опасаясь штрафов, например, как в Москве и Московской области. Здесь регионы заключили между собой соглашение и разрешение, которое таксисту выдали в Минтрансе МО, подойдет для перевозок и по Москве, и по области. Аналогично можно использовать и в Моске, и в области разрешение, выданное Дептрансом Москвы.

В обыденной жизни разрешение на работу легкового такси чаще всего называют лицензией.

Разрешение на такси – как получить

Разрешение или лицензия на такси без статуса ИП или юрлица не выдается. В этом случае автолюбителю придется заниматься извозом нелегально, и он рискует получить штраф за использование своей машины как такси без лицензии.

Обратите внимание! Предпринимательская деятельность без государственной регистрации в качестве ИП или юрлица, а также без получения специального разрешения на такую деятельность наказывается штрафом 2000 — 2500 руб. за незаконное такси без лицензии в порядке п. 1 и п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Поэтому для работы через ЯндексТакси, которое не оформляет разрешение водителям, нужен статус ИП.

Кто может получить разрешение на такси

Первый шаг к созданию легального бизнеса – это регистрация в ИФНС. Можно учредить юрлицо (например, ООО, если бизнес более-менее стабильный), но проще всего вести деятельность в формате ИП. Далее необходимо получить разрешение на оказание услуг такси. Для этого следует обратиться в соответствующий региональный орган, в ведении которого находится оформление разрешительных документов (подразделения Минтранса РФ).

В настоящее время среди граждан стало популярным регистрироваться в качестве самозанятого физлица. Однако, напомним, что перевозка пассажиров требует разрешения, которое выдают только ИП или юрлицам. Но, поскольку самозанятость – это налоговый режим (налог на профессиональный доход), то работать в рамках этого режима могут не только обычные физлица, но и ИП. В этом случае автовладельцу все-таки придется регистрироваться как ИП. 

Работать в такси без получения разрешения можно только, если водитель устроится в штат фирмы-перевозчика (таксопарк). Это обычная работа по трудовому договору на машине работодателя и под его контролем. В этом случае действует разрешение, которое было получено на транспортное средство перевозчиком.

Требования для получения разрешения

Требования и условия получения разрешения на такси определены в ст. 9 закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений…». Разрешение оформляется на каждый автомобиль, используемый в качестве легкового такси. Выдача осуществляется на определенный срок — не менее 5 лет (конкретный срок закреплен на региональном уровне).

Основное требование к водителю – это наличие стажа вождения не менее 3 лет. Что касается автомобиля, то он должен иметь:

  • на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета;
  • на кузове (боковых поверхностях) цветографическую схему — композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке («шашечки»);
  • таксометр;
  • цвет, установленный в конкретном субъекте РФ. Цветовая гамма в различных регионах может существенно отличаться. В Москве, например, кузов такси должен быть жёлтого цвета.

Перед подачей заявки на получение разрешения стоит уточнить требования к машине в конкретном регионе. После приведения внешнего вида автомобиля в соответствие требованиями, необходимо внести необходимые изменения в документы на автомобиль (ПТС и СТС).

Таким образом, для того чтобы легально заниматься извозом людей на легковом автомобиле через ЯндексТакси, водителю требуется разрешение, которое он сможет получить, если является ИП, и его машина имеет все внешние атрибуты такси.

Где оформляют разрешение на такси

Обычно разрешение на такси выдает региональное министерство или департамент транспорта. Но это не значит, что надо обязательно ехать за разрешением в областной/республиканский центр и стоят в очереди.

На сегодня многие регионы выдают разрешения на такси через МФЦ или онлайн через региональные порталы госуслуг (в этом случае заявка на лицензию и документы подаются электронно, но потом придется приехать лично за разрешением, с оригиналами документов).

О том, как формить разрешение на такси, подробно рассказывают эксперты системы КонсультантПлюс — экспертный ответ на вопрос можно прочитать по ссылке. Обратите внимание — доступ к материалу открыт не всегда, рекомендуем использовать ссылку на 2-хдневный бесплатный пробный доступ в КонсультантПлюс (доступ отключается самостоятельно, никакие платежи не требуются).

***

Подведем итог:

  1. Самозанятость для работы в такси не обязательна. ЯндексТакси приглашает самозанятых, т.к. Яндексу с ними проще работать в плане налогов.
  2. Статус ИП обязателен для работы через агрегатор такси, т.к. без статуса ИП не дадут разрешение на перевозки в такси.
  3. Онлайн-касса в такси обязательна, но это не всегда кассовый аппарат с бумажными чеками — вы можете вести расчеты через операторов платежей-партнеров ЯндексТакси, с отправкой чеков онлайн.
  4. Возить в такси без разрешения нельзя — заплатите штраф 2000-2500 руб. Он невелик, но взимать этот штраф можно сколько угодно раз, пока таксист попадается без разрешения на перевозку.
  5. Разрешение на перевозку людей в такси действует на один регион, иногда еще в нескольких соседних (этот момент надо сразу уточнить при получении в Минтрансе разрешения).

Источник: https://spmag.ru/articles/plyusy-i-minusy-samozanyatosti-v-yandeks-taksi 

Добавить комментарий