Одна из крупнейших краснодарских компаний по извозу решила продать часть активов Яндекс.Такси.
Компания MLU B.V. (объединенная компания Яндекс.Такси и Uber) заключила соглашение о покупке активов группы компаний «Везет». Стороны рассчитывают закрыть сделку до конца 2019 года. Заявка на одобрение поступила в Федеральную антимонопольную службу. Пассажиры бьют тревогу и заявляют о монополизации сферы, эксперты и участники сделки опровергают это предположение.
По условиям сделки к MLU B.V. (далее по тексту — Яндекс — прим. ред.) переходят права на программное обеспечение, а также коллцентры «Везет» в российских городах. Как пояснила пресссекретарь ГК «Везет» Зоя Австрийская, речь идет лишь об активах в РФ. В целом у ГК есть работающие бизнесы в Казахстане, Чехии, а также ряд других проектов в сфере транспортной логистики.
СУТЬ СОГЛАШЕНИЯ
– Текущие акционеры «Везет» получат до 3,6% акций Яндекс.Такси и до $71,5 миллиона при условии успешного достижения ключевых целей по операционным и иным показателям. После завершения сделки 56,2% Яндекс.Такси будет принадлежать Яндексу, 35% — Uber, а 5,3% — сотрудникам в рамках программы поощрения, — говорится в сообщении Яндекса.
Стороны ожидают, что сделка будет закрыта до конца 2019 года. Ее одобрили наблюдательный совет Яндекс. Такси и советы директоров Yandex N.V. и «Везет».
После приобретения активов в течение трех лет Яндекс вложит около 8 миллиардов рублей в развитие такси в регионах России, из них примерно 4 миллиарда пойдут на внедрение технологий, обеспечивающих безопасность поездок, и еще столько же — на программы поддержки местных таксопарков и водителей.
– Активы, которые приобретает MLU B.V., позволят ускорить распространение в стране технологий, контролирующих качество поездок. Так, например, с разветвленной сетью колл-центров обработка заказов по телефону занимает несколько секунд — это высокий показатель для России и СНГ. Кроме того, водители «Везет» смогут перейти на единую технологическую платформу, на которой уже работают партнеры Яндекс.Такси и Uber. Это ускорит распространение среди партнеров «Везет» технологий безопасности: удаленный предрейсовый осмотр, идентификацию водителя по фотографии и голосу, мониторинг скорости и внимания водителей, снижение переработок и т. д., — комментирует пресссекретарь ГК «Везет».
Федеральная антимонопольная служба России уже получила ходатайство Яндекса о покупке инфраструктуры сервиса «Везет». Ведомство будет рассматривать его не более двух месяцев.
ЕСТЬ ЛИ МОНОПОЛИЯ?
Если ФАС согласует сделку, водители смогут ставить единое приложение дистанционно и в офисах. Также рабочими останутся приложения Rutaxi и «Везет». Вызов можно будет получить и по телефону.
на ожидание машины. Кроме этого, улучшится безопасность поездки.
– После закрытия сделки часть средств пойдет на внедрение технологий, обеспечивающих безопасность поездок. Мы смотрим на это как на возможность улучшить качество услуги, которую получают пользователи сервисов заказа такси, — прокомментировала «Юг Times» Зоя Австрийская.
Однако в Общероссийском объединении пассажиров считают, что покупка Яндексом активов «Везет» может привести к повышению цен Как утверждают участники соглашения, выиграют все. Благодаря внедрению новой технологической платформы водители будут меньше ездить вхолостую и больше зарабатывать. А пользователи потратят меньше времени на услуги перевозчика. Представители организации посчитали, что при закрытии сделки доля Яндекса на столичном рынке такси составит 85,87%, а на региональных — 87,36%. В рамках предостережения не допустить монополизации и роста цен они отправили соответствующее письмо руководителю ФАС Игорю Артемьеву.
Эксперты не поддерживают опасений о монополизации рынка.
– Весь рынок заказов такси в России составляет сейчас 650-700 миллиардов рублей, темпы прироста — от 10 до 15% в год. В ближайшие год-два потребители почти ничего не заметят. В малых городах, даже вблизи мегаполисов, основную массу пассажиров по-прежнему доставляют независимые таксопарки. Даже после предполагаемого объединения Яндекс.Такси будет обслуживать не более 42% заказов, — считает аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын.
СОБСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
К слову, ГК «Везет» уже запускала программное обеспечение в марте 2018 года — сервис Fasten (ООО «Фастен Рус», зарегистрировано в 2015 году в Краснодаре, бренды онлайни телефонных агрегаторов «Сатурн», Red Taxi, «Рутакси», «Везет» и «Лидер»). Сервис реализован на базе платформ iOS и Android. Оплата осуществляется наличными или безналичными платежами. Стоимость поездки фиксированная. Приложение позиционировалось как конкурент «Яндекс.Такси» и Uber. До этого платформа Fasten использовалась в США. Онлайнсервис действовал в городах Бостон с 2015 года и Остин с 2016-го. Как тогда прокомментировали в Fasten, компания заморозила свою работу в США, чтобы сконцентрироваться на освоении «более перспективного российского рынка».
СМИ сообщали, что в последнее время «Фастен Рус» находилось в судебных тяжбах. Гособвинение ходатайствовало о запрете деятельности организации как не соответствующей безопасности пассажиров. Ранее Первомайский районный суд Краснодара наложил запрет на право компании передавать заказы перевозчикам, не имеющим лицензий. В «Фастен Рус» отметили, что контролем за перевозчиками должны заниматься профильные ведомства, регламентирующие правила перевозки, а сервисы заказов не имеют права требовать у водителей разрешительные документы. На днях Краснодарский краевой суд отменил решение нижестоящей инстанции о запрете деятельности компании.
БЕЗОПАСНОСТЬ НА НОВОМ УРОВНЕ
Именно за качество поездки ратует ГК «Везет» при соглашении с Яндексом. Так, представитель компании назвала пять главных причин для сотрудничества в плане защищенности пассажиров:
– Удаленный мониторинг скорости с помощью GPS и данных из Яндекс.Карт и Навигатора отслеживает дорожный трек таксиста на заказе и вычисляет скорость движения. Если реальная скорость регулярно превышает разрешенную на 20 км/ч и более, система предупреждает об этом водителя через таксометр. После нескольких предупреждений алгоритм ограничивает доступ к заказам — сначала временно, а в случае злостных нарушений — постоянно.
– Удаленный мониторинг манеры вождения отслеживает склонность водителя к резким наборам скорости, торможениям, перестроениям. Если это не разовый эпизод, а именно характер езды, таких водителей сначала предупреждают, а если реакции нет — навсегда закрывают доступ к заказам в сервисе.
– Мониторинг за переработками обеспечивает отключение от заказов при слишком долгом нахождении на линии.
– Yandex Signal Q1 — камера, считывающая с помощью технологий компьютерного зрения 68 точек на лице человека и анализирующая с помощью технологий искусственного интеллекта «параметры внимания» (например, частоту и длительность моргания). Если система видит, что водитель невнимателен, она отключает его от заказов сервиса вне зависимости от времени работы. Устройствами уже оборудовано 100 автомобилей, в 2019 году планируется их массовая установка в 5000 автомобилях. — Яндекс.Такси добровольно, первым из всех российских сервисов ввел систему страхования. С 1 декабря 2017 года каждый находящийся в салоне человек и сам водитель во время поездки застрахованы на сумму до 2 млн рублей на каждого.
СПРАВКА
MLU B.V. — объединенная компания Яндекс.Такси и Uber. Создана в феврале 2018 года в результате слияния бизнесов Яндекс.Такси и Uber в России и шести соседних странах. MLU B.V. управляет сервисом онлайнзаказа поездок, который работает под брендами Яндекс.Такси, Uber и Yango. Компания активно осваивает новые рынки и сейчас, помимо России, предоставляет услугу онлайн-заказа такси в 17 странах Восточной Европы, Африки и Ближнего Востока.
Группа компаний «Везет» сформирована в мае 2017 года в результате объединения компаний «Сатурн» и Rutaxi. Она управляет сервисами заказа такси «Везет», «Такси Сатурн», Fasten и Red Taxi. Сервисы доступны в 123 городах России.
МНЕНИЕ
Леонид Делицын, аналитик ГК «Финам»:
– Вероятность, что сделка будет одобрена, достаточно высока. Правда, Mail.Ru Group, которая является акционером «Везет», сообщила, что еще не одобрила сделку, но, скорее всего, это произойдет, хотя, может быть, стоимость компании при этом немного вырастет. Под натиском новых технологий извоз перестает быть долгосрочным источником стабильного заработка. Агрегация предложений таксопарков при этом не самая большая угроза. Отбирать руль у таксиста будет не мобильная агрегация, а робот. Как ИТ-гиганты, так и автопроизводители вкладывают в беспилотные автомобили значительные средства, и многие, включая и Яндекс.Такси, уже выпустили на дороги опытные образцы. Поэтому, хотя укрупнение рынка и усилит давление на таксистов в столичных городах, принципиально оно ничего не изменит. Что касается менее крупных городов и сложных задач (например, когда добраться вовремя не удастся, не нарушая правила), там человеку еще остается поле для применения водительских навыков.
Источник: https://yugtimes.com/news/49920/