Генеральный директор ТРК «Ариг Ус» Андрей Левантуев и выпускающий редактор «Восточного экспресса» Мария Красикова обсуждают проблемы улан-удэнского такси.
Андрей Левантуев: Я приветствую всех, кто собрался посмотреть серию нашего нового проекта на телеканале «Ариг Ус», который неожиданно называется «Злой редактор». И в рамках этого проекта, по замыслу, мы обсуждаем новости, которые появляются в рамках информационной программы нашего канала. Но в силу её структуры, мы не можем достаточно подробно их обсудить, а обсуждать иногда хочется, поскольку есть мнения, есть разные мнения. Вот сегодня мы будем обсуждать тему «Такси», я буду «Злым редактором», меня зовут Андрей Левантуев, кто меня не узнал, или кто вообще меня никогда не знал.
Мария Красикова: А я на удивление буду «добрым».
А.Л.: А вот собеседница моя будет «Добрый», кстати тоже, между прочим, редактор. Выпускающий редактор Мария Красикова. На неделе «Восточный экспресс» разродился сюжетом о такси: что у нас происходит с такси, как решить эту проблему и есть ли там проблемы? Вот об этом всем попытаемся поговорить. Тема злободневная, в большинстве городов российских недовольны тем, как у них работают местные таксисты. Улан-Удэ не исключение, власти везде пытаются что-то решить. Что в этот раз?
M.K.: Наши власти предложили создать мобильное приложение, запустить своё то есть. Поначалу это предлагалось как альтернатива существующим федеральным такси, как: «Яндекс», «Максим». То есть это подумали мы, но, когда начали разбираться в теме, выяснилось, что не совсем это нам предлагает правительство. Хотят сделать программу, в которой можно будет проверить легальный или нелегальный таксист вас привез, и сообщить об этом в Министерство по транспорту.
А.Л.: А что поменяет это для таксистов, я не понимаю?
M.K.: Они хотят, чтобы в этом приложении были зарегистрированы только легальные такси.
А.Л.: Ну хорошо, будут легальные таксисты, как это улучшит? Какие проблемы у нас существуют? У нас в такси самая главная проблема какая в Улан-Удэ?
M.K.: Мне кажется, безопасность – одна из самых главных проблем.
А.Л.: Пьяненький водитель на безобразной машинке.
M.K.: Да.
А.Л.: Как приложение решает этот вопрос?
M.K.: На мой взгляд – ни как. То есть на данный момент, министерство транспорта хочет решить проблему покупки лицензии, но это на мой взгляд, потому что они хотят, чтобы жители, так сказать, «стучали» на тех «бомбил», которые возят без лицензии.
А.Л.: Здесь мне даже спорить не о чем, приложение никак эту проблему не решает. А как можно решить её? На твой взгляд? Ты же в Калининграде была, в Москве, ты завидуешь Яндексу, что у них прекрасные машины. Почему у нас такого нет и как можно решить?
M.K.: Яндекс зашел на наш рынок, но насколько я понимаю, ему просто не дают здесь работать нормально.
А.Л.: А вот почему вы решили, что Яндекс будет лучше Maxim-а?
M.K.: Ну я не могу судить, то есть в нашем городе на Яндекс-Такси не ездила, потому что хотя и пробовала воспользоваться приложением, оно показывало, что вокруг меня вообще нет ни одной машины. А катаясь по городу, я видела машины две с надписью «Яндекс», ну, по крайней мере, внешне они выглядели лучше, чем машины, которые ездят сейчас в такси.
А.Л.: То есть там, получается, специально автопарк свой?
M.K.: Вообще я не знаю, как в нашем городе. Но я заглядывала на Яндекс Такси, и они предлагают не только, что ты приходишь со своей машиной, а у них есть Яндекс.Гараж и ещё какая-то альтернатива, где ты можешь выбрать и работать на их машине. Я так понимаю, что у нас «Желтое» такси так работает. Там же тоже они ездят не на своих машинах.
А.Л.: Понятно, что это будет очень мало машин.
M.K.: Для нашего города естественно, никто сюда не привезет 100 яндекс-автомобилей, чтобы они вывозили наш город. Потому что и платежеспособность у нас не та, и кто повезет в какой-то маленький Улан-Удэ? Да и не дают зайти, то есть вот эти протесты, которые были по всей стране, точнее даже не по всей стране, по нашему городу, когда требовали отмены желтого цвета.
А.Л.: Ну желтый цвет понятно, ну то есть, если ты красишься в желтый цвет, то у тебя привилегии. Ну Бог с ним желтый цвет… Давай про Яндекс.
M.K.: А Яндекс, мы же сейчас видим машины Яндекс.Такси, вот на них написано Яндекс.Такси.
А.Л.: Допустим, Яндекс.Такси, а на Maxim-е написано «Maxim», а ездят частники. Но, если у тебя свой автопарк, как правило, я смотрю по городу – это самые убитые машины в итоге. Они сменяются друг за другом, это машины арендованные, машина не твоя, они 24 часа в сутки работают и постепенно…
M.K.: Почему-то только так, не только в нашем городе, но более в крупных городах не так. Там нормальный, свежий автопарк.
А.Л.: Что нужно сделать, чтобы сохранить его?
M.K.: Вчера немного пробежалась по теме, там в том числе зависит и… Там водители заинтересованы ездить на свежих машинах.
А.Л.: Чем?
M.K.: Деньгами, то есть они получают больше за поездку, они получают заявки какие-то определённые: есть «Эконом», есть «Бизнес» и так далее. Категория автомобиля.
А.Л.: Проблема в том, мне кажется, что никто не отслеживает тех.состояние этих машин.
M.K.: У нас да.
А.Л.: А почему? Вот почему? Это же невыгодно получается, может быть у нас просто нет хороших машин?
M.K.: Потому что у нас сейчас все службы заказа, которые действуют, их в городе нет, их физически нет в городе. Кто должен их отслеживать?
А.Л.: То есть нам и нужно делать собственное здесь. У «Максима» же есть представительство здесь.
M.K.: У них есть просто небольшой кабинетик, то есть они снимают какое-то помещение, я не знаю, чем там занимаются люди, но ни комментариев никаких, ничего официально они здесь не дают, просто они существуют для «галочки». Туда приезжают, сдают путевые листы водители, возможно.
А.Л.: Вот ты на какой машине поедешь? На желтом официальном «Максим» или на частнике, который приедет к тебе?
M.K.: Вот на самом деле, для меня, как для человека, не сильно важна бумажка, есть ли лицензия, при том, что таксисты говорили, что эту лицензию чуть ли не за 500 рублей можно купить.
А.Л.: Ну всё можно купить, ну дальше.
M.K.: Для меня важен тот факт, как выглядит автомобиль и как выглядит водитель.
А.Л.: Вот, это ж самое главное.
M.K.: Не пьяненький ли он, не прокуренный ли у него салон и можно ли туда сесть, не развалится ли машинка, пока меня везет?
А.Л.: А не боишься, что этот человек тебя в лес увезет и изнасилует там? Ну он же никак не контролируется. Ты даже на него пожаловаться не сможешь.
M.K.: Ну тут тоже вот этот вопрос есть. Сейчас же предлагают этот закон, что должны появиться система чуть ли не ГЛОНАСС для отслеживания машин. Ну хотя, я понимаю, те легальные таксисты, которые в Яндекс.Такси, мы же их видим на карте, они же отслеживаются этой системой.
А.Л.: Ладно, хорошо, не будем до криминала доходить. А может быть лучше вообще не заводить таксопарков? Давайте частникам все отдадим? Частник за своей машиной будет ухаживать, присматривать и потом, это же его личная машина, он пьяненький точно не поедет, ну нормальный частник. Он подключается к системе…
M.K.: У нас половина таксистов ездят на собственных автомобилях.
А.Л.: Да, и все прекрасно.
M.K.: И они не прекрасные…
А.Л.: Он же должен приезжать, проходить тех.осмотр…
M.K.: В идеале.
А.Л.: Ну конечно в идеале. Я не верю, что частник будет убивать свою собственную машину. Нормальный частник, я имею в виду.
M.K.: На мой взгляд частник, которому жалко свою машину, не пойдет работать в такси. Потому что как они ездят, и по каким дорогам приходится ездить, я очень сомневаюсь.
А.Л.: А я могу сказать, что дело таксистов будет жить вечно. Их будет больше, больше и больше. Доходы людей падают, все больше людей будут после работы подрабатывать. Налог сейчас на малый бизнес введут, эти бизнесмены будут разоряться, уходить в такси. Так что такси – это очень прибыльный дополнительный заработок. И будут выезжать частник и будет прекрасно все.
M.K.: А как контролировать?
А.Л.: Он приехал, сдал тех.осмотр, прошел, пришел подключил, он есть в базе данных. Тех.осмотр он проходит раз в месяц, реальный, а не фото-осмотр. Ну давайте он перед заездом заедет куда-то и будет сдавать себя на алкоголь там и всё прочее. Маршрутчики же как-то сдают вообще. Все говорят, что: «Маршрутки старые, разваливаются, никто не пересядет», но пересели же все.
M.K.: Сейчас у каждого маршрута есть своё место, куда они приезжают и проходят эти медосмотры. Хотя там тоже очень много вопросов, многие говорят, что никто их собственно не проходит. И маршрутчиков у нас ловят, в том числе, и пьяными.
А.Л.: Ну давайте сделаем, если ты приехал и не прошел мед.осмотр, то ты не отразился в базе данных. Только для этого нужно здесь иметь представительство.
M.K.: И создавать систему нужно такую, чтобы не просто была книга жалоб и действовать на продажу лицензий, которую сейчас предлагает правительство. А создавать своё приложение, в котором мы сможем контролировать лицензию, сможем контролировать мед.осмотр, тех.осмотр и так далее.
А.Л.: Вот и правильно, я абсолютно согласен, и отдать это в частные руки. Не надо создавать никаких таксопарков.
M.K.: Тогда в любом случае нужен будет закон, который будет контролировать эти частные руки. Чтобы когда-нибудь эти частные руки не стали загибать цены и говорить, что не выдут на работу, пока не поднимут тариф.
А.Л.: Как бороться с товарищами, которые будут дальше ездить на своих раздолбайках?
M.K.: Здесь, как дополнение вот этой системы, пускай работает эта книга жалоб. Будут люди сообщать, такой-то автомобиль таксует без лицензии. Наши доблестные сотрудники будут ходить в рейды, как это было раньше, ловить их. Тем более, что предложили отбирать машины у таких нелегальных таксистов.
А.Л.: Предложили у нас или нет?
M.K.: В России. Повысить штраф за отсутствие лицензии или вообще забирать машины. Я не помню, в каком городе уже это применяли.
А.Л.: А у нас что? Какое наказание предлагает правительство?
M.K.: Там увеличение штрафа до 30 тыс. рублей за отсутствие лицензии. Это лучше, чем 5 тысяч.
А.Л.: Это лучше, согласен. А почему не лишать прав? Вот в Нью-Йорке прав лишают, потом в тюрьму сажали на 15 суток.
M.K.: У нас же нельзя лишить человека прав за то, что он таксует. Это законом не прописано. Если пропишут законно, то будут лишать.
А.Л.: Ну он нелегально таксует.
M.K.: Там их наказывать собираются по двум статьям. Помимо того, что отсутствие лицензии, ещё незаконная предпринимательская деятельность.
А.Л.: В итоге, как ты сама считаешь, у нас порядок будет в такси или нет?
M.K.: Пока вот так – нет не будет.
А.Л.: А почему власть? Неужели мы здесь с тобой такие умные сидим, а вот власть такая не догадывается, почему?
M.K.: Я думаю, потому что нет сейчас, законодательно не прописано.
А.Л.: А почему не прописано?
M.K.: Сейчас, когда мы приходили, спрашивали: «Почему за этими машинами, пьяными водителями никто не следит?». Помните волна ДТП была, когда там они бились просто бесконечно. Это же ненормально. И на что министерство говорило, что не может никаким образом повлиять. Мы ввели лицензирование, вот эти дядечки пьяные наклеили себе бумажечки на лобовое стекло, что у них есть эта лицензия. А то, что он сел в раздолбанную машину и в состоянии опьянения, никто за этим не следит. Почему?
А.Л.: Ну либо это кому-то выгодно, чтобы такой был бардак на рынке, либо не хватает сил.
M.K.: Может быть.
А.Л.: Может быть, что? Я считаю, что это просто выгодно.
M.K.: Да, вот бардак из-за того, что кому-то выгодно.
А.Л.: Хорошо, а вот если кроме этих штрафов, которые меня поймают, человеку какая радость регистрироваться? Ну вот твой муж приехал после работы, решил заработать на бензин себе и что? Зачем ему эту лицензию покупать? Зачем ему все это делать? Он будет регистрироваться, как ты думаешь?
M.K.: Естественно, есть такие люди, на часок или которые пока едут на работу, или с работы хотят подвезти кого-то. Не нужна эта лицензия, потому что это же не основной вид деятельности.
А.Л.: А мне кажется, что приличные машины только у них, может быть как-то их заманить надо? Чтобы они пришли и спокойно могли подключиться к этой системе, вполне легально, заехать там на какой-то пост, показать, что он трезвый и поехать дальше. Их то мы будем привлекать или нет?
M.K.: Мне кажется, их-то в России уже привлекли, есть же приложения, когда там ты берешь попутчика.
А.Л.: Это в России привлекли? Я рад за москвичей, у нас почему этого не делают? И почему мы не ставим этот вопрос?
M.K.: Не знаю, пока не знаю. Нужно поставить, я надеюсь на сейчас смотрят представители власти и представителям надо поставить этот вопрос.
А.Л.: Я верю в то, что если где-то проблема долго не решается, то это кому-то выгодно.
Источник: https://arigus.tv/news/item/134429/?r1=ya