ФАС завершила анализ сделки по покупке «Яндекс Такси» программного обеспечения и колл-центров группы «Везет», но решение еще не принято, сообщил журналистам замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. «Яндекс.Такси» 15 июля объявило о покупке программного обеспечения и колл-центров группы «Везет», работающей в 123 городах России, и намерении вложить за три года около 8 миллиардов рублей в развитие такси в регионах РФ. Комментирует Алексей Иванов, директор Институт права и развития ВШЭ-Сколково, директор Антимонопольного центра БРИКС, научный руководитель Центра трансфера технологий НИУ ВШЭ:
«В условиях цифровизации обязательно должны меняться подходы к антимонопольному регулированию на любых рынках. Существующие подходы к новым вызовам «цифры» часто автоматически копируют правовую традицию, которая установилась ранее. Однако это приводит к появлению фрагментированных, разрозненных правовых режимов для регулирования феноменов цифровой экономики, таких как большие данные, цифровые платформы, социальные сети, искусственный интеллект и т.д. Таким образом, законодателям не удается сформировать целостную картину «цифрового будущего». Такие изменения влекут за собой многочисленные риски и проблемы обеспечения конкуренции в цифровой среде, особенно с учетом роста влияния цифровых платформ и растущего неравенства.
Сегодня в этих условиях мы по-другому должны смотреть и на рынок такси. Уровень цифровизации в транспортной сфере очень высок, в настоящее время он сопоставим с финансовым рынком. Совершенно неправильно было бы определять границы рынка, как это делалось раньше: с помощью товарных и географических подходов. Очевидно, что потребитель разделяет использование традиционных такси и агрегаторов. Более того, рынок агрегаторов более существенен. Та работа, которую проводит агрегатор сегодня, наделяет его ролью экономической платформы. Это новая роль в экономике, новая роль с точки зрения правовых последствий. На этом новом рынке фактически идет битва за ресурсы для построения мегаплатформы, к которой будет подключено много пассажиров и водителей. То, что сегодня делает «Яндекс.Такси» (объявленная сделка с «Везет») – это классический случай монополизации.
Но стратегически – это битва за контроль больших данных о потребителях, возможность выстроить систему профилей потребителей: информация о каждом будет доступна, каждый был в системе. Важны сетевые эффекты – ваше влияние больше, чем следующего игрока. Это огромная рыночная сила, доля здесь не так важна, она может быть небольшой, а завтра резко вырасти. Инвесторам большой платформы гораздо важнее получить доступ к потребителю, которого знают с разных сторон. Например, Google входит везде: от транспорта до медицины и космоса.
Почему? Главное здесь – это доступ к потребителю, который дает контроль по осуществлению бизнес-процессов. Эта платформенная роль, она приобретает все большее значение, в нее верят инвесторы.
К 2023 году нас ждет уже другая экономика. Кстати, в мире есть несколько примеров, когда регуляторы не очень вдумчиво отнеслись к подобным сделкам по монополизации, и потом пожалели. Обязательно нужна конкуренция, 3-4 игрока, которые будут развиваться и прокачивать сервис. Потребитель сам сможет выбирать, кто лучше».
Источник: http://fedpress.ru/expert-opinion/2330770?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews