В 2019 году в Татарстане участились случаи нападения на таксистов. Основные мотивы таких преступлений – желание завладеть выручкой таксиста или его автомобилем.
Как показывает практика, в большинстве случаев конфликты между водителем и пассажиром происходят из-за того, что последний по какой-либо причине отказывается платить. Водитель требует вознаграждения за свой труд, а в ответ подчас получает агрессивную брань или того хуже – удар ножом.
Нападение без конфликта
В мае Интернет взорвало видео момента нападения на таксиста в Набережных Челнах – пассажир несколько раз ударил его ножом. Он сел сзади водителя и всю дорогу молчал, а прибыв в пункт назначения, не произнеся ни слова, напал на водителя.
Один удар пришелся в шею, остальные в руку и в бок. Таксисту удалось вырваться из рук злоумышленника, которого спугнула компания молодых людей, оказавшихся поблизости. Водителю чудом удалось выжить. По подозрению в нападении на водителя был задержан 24-летний челнинец, который вину свою признавать отказался.
Цена жизни – машина
В июле жертвой троих пассажиров-грабителей стал казанский таксист Ильнар Багаутдинов. По версии следствия, преступников привлекла «Лада Гранта» таксиста, именно поэтому они и расправились с ним. Поздним летним вечером мужчины арендовали авто до Ижевска – подвезти их до назначенного пункта вызвался Багаутдинов.
В тот роковой день он отработал свою смену и принял заявку. По дороге злоумышленники задушили молодого человека кабелем, затем доехали на его машине до Ижевска и оставили ее в лесу. Тело таксиста закопали недалеко от машины, намеревались за ней вернуться.
По подозрению в убийстве были задержаны трое жителей Ижевска, все выходцы из Таджикистана. В отношении них возбуждено уголовное дело по статье «Убийство из корыстных побуждений». Им грозит до 20 лет тюрьмы.
Дешевый планшет, неприметный смартфон
В сентябре произошел еще один чудовищный случай. По информации Следственного комитета, утром 19 сентября в лесополосе близ села Шигали было обнаружено тело убитого 31-летнего таксиста Тимура Каюмова, на груди которого позже эксперты насчитают семь ножевых ранений. Недалеко от деревни Макеевка был найден разбитый автомобиль погибшего.
По подозрению в убийстве таксиста был задержан 26-летний житель Марий Эл. Предполагаемого убийцу «сдала» его же подруга, которая стала свидетельницей кровавой расправы. По данным следствия, девушка вместе со своим приятелем вызвали такси и отправились на место назначения. По пути она попросила водителя остановиться, а сама отошла в лес. Видимо, в этот момент между оставшимися в машине мужчинами возникла ссора.
Возвращаясь обратно, девушка увидела, как ее знакомый несколько раз ударил ножом водителя, своим криком она отвлекла нападавшего, а таксисту удалось скрыться в лесополосе. Девушку злоумышленник посадил в машину и увез в Волжск, прикарманил себе дешевенький планшет и смартфон водителя.
На следующий день девушке удалось сбежать и сообщить обо всем в полицию. Ее приятеля задержали, он не стал отпираться и вину свою полностью признал. В отношении него возбуждено дело по статье «Убийство».
Телефонный провод вместо удавки
В начале октября еще одному таксисту чудом удалось выжить. На него напал 18-летний пассажир.
«За попытку задушить таксиста телефонным проводом был задержан молодой человек», – сообщили в СУ СКР по РТ.
По данным следствия, в ночь на 12 октября молодой человек вызвал такси, чтобы поехать к своему знакомому. По пути он задумал завладеть машиной. Объяснив, что забыл дома деньги и ему нечем расплатиться, парень попросил водителя вернуться обратно.
Забежал домой, взял телефонный провод и снова сел в машину. Пассажир выбрал момент и напал на таксиста. Водитель отчаянно сопротивлялся и не дал накинуть ему на шею провод, пассажир сбежал.
Чуть позже его задержали, он во всем сознался. На молодого человека возбудили уголовное дело по статье «Покушение на убийство».
«Невольно начинаешь искать в каждом клиенте подвох»
ИА «Татар-информ» пообщалось с мужчиной, который работал таксистом в одной из компаний. Он дал несколько советов, которые помогут не стать жертвой нападения.
«Я проработал в такси ни много ни мало 7 лет и многое успел повидать. Это и пьяные пассажиры, не желавшие оплачивать проезд, «обдолбанная» молодежь, которая лезла на рожон и провоцировала меня на конфликт, среди неадекватных пассажиров встречались даже женщины», – вспоминает Ильшат.
По словам мужчины, в такси он пошел работать ради дополнительного заработка и поначалу много заявок брал именно по вечерам.
«Пятница и суббота – самые прибыльные дни для таксистов. Адекватные люди в выходные пользуются нашими услугами, например когда планируют выпить и отдохнуть. Но чаще всего приходилось развозить сильно подвыпивших молодых людей и девушек от одного увеселительного заведения к другому. В молодости я не задумывался об опасностях, связанных с профессией, брал дополнительные заявки, готов был находиться у руля круглосуточно, очень уж нужны были деньги. Но однажды попался такой недовольный пассажир, который сел ко мне вместе со своей спутницей. Видимо, хотел перед ней повыделываться, начал хамить мне, обзывать “отбросом”. Ничего не оставалось делать, как остановить машину и вытолкать его. Либо он сам опешил от такого поворота, либо я был молод и был в состоянии за себя постоять. Сейчас попробуй так — любой готов наброситься на тебя c ножом», – вспоминает мужчина.
По словам Ильшата, однажды настал такой момент, когда он решил уйти на более спокойную работу и устроился водителем в продуктовый магазин развозить хлеб.
«Устал морально, понял, что работа в такси не только перестала приносить прибыль, но еще и с каждым днем стала все опаснее для жизни. Порой увидишь какую-нибудь новость негативную и невольно в каждом клиенте начинаешь искать какой-то подвох», – добавил он.
Мужчина считает, что, соблюдая простые правила, можно в какой-то мере обезопасить себя от нападения злоумышленников.
Стоит отказаться от поздних и дальних заявок. Сделайте выбор в пользу собственной безопасности, а мысли о дополнительном заработке откиньте на второй план. Жизнь у вас одна, никто не знает, какой пассажир вам попадется и вернетесь ли вы домой живым.
Держите всегда включенным видеорегистраторт — в случае чего, на нем будут запечатлены доказательства. (Во время нападения с ножом на таксиста в мае в Набережных Челнах видеорегистратор записал всё, что происходило.)
Если пассажир нетрезв, позвоните диспетчеру, объясните ситуацию и откажитесь от поездки.
Если к вам в машину сели несколько человек, не включайте громко музыку и следите за обстановкой, желательно периодически бросать взгляд в зеркало, чтобы контролировать происходящее в машине.
После того как получили заявку, не поленитесь, посмотрите и изучите маршрут следования.
Желательно ограничить общение с пассажиром. Если он пытается завести с вами разговор, шутит или провоцирует на конфликт — покажите, что вы не хотите поддерживать общение. К тому же многих пассажиров раздражает излишняя разговорчивость водителя.
Если пассажир пожелает подсадить какого-нибудь знакомого попутчика и для этого предложит, к примеру, заехать за ним по какому-нибудь сомнительному адресу, не соглашайтесь.
Водитель имеет право использовать в качестве самообороны электрошокер, газовый баллончик и травматическое оружие. Но при этом важно понимать, как именно стоит защищаться и как не превысить степень необходимой самообороны.
Агрегаторы или таксопарки? Где безопаснее?
Сейчас на дорогах города можно заметить большое количество автомобилей с логотипами различных агрегаторов такси. Это компании, которые разрабатывают специальные приложения, выступающие посредниками между пассажирами и водителями такси. Их задача – принимать заявки клиентов и передавать их таксопаркам.
Клиенты массово откликаются на выгодную ценовую политику агрегаторов и возможность выбрать автомобиль по уровню комфорта. Для работы в системе агрегатора водителю, имеющему лицензию, достаточно лишь скачать на свой смартфон специальное приложение, тем самым зарегистрироваться в системе и быть готовым получать первые заказы. Если нет личного авто, компания его предоставляет, работать можно по удобному для себя графику.
Есть и классические таксопарки с постоянным штатом водителей и собственными автомобилями. Они в отличие от агрегаторов заявляют более высокую стоимость, однако на постоянной основе следят за отбором персонала, отслеживают опыт работы и компетентность водителей. Следовательно, гарантируют безопасность, обучают персонал и несут ответственность за клиентов.
Агрегаторы не занимаются подбором водителей, они предлагают возможность работать на их условиях практически каждому, кто имеет разрешение на работу и лицензию на пассажирские перевозки. При этом они не несут никакой ответственности за качество поездки и за самого водителя. Их цель – бесперебойно предоставлять водителям заказы и при этом снимать с них процент за поездку.
Однако ни один водитель, будь он сотрудником таксопарка или работающий на условиях агрегатора, не защищен от неадекватных клиентов.
Что советуют эксперты?
Водителям не помешало бы пройти курсы самообороны: развивать реакцию и координацию.
«Безусловно, ситуации бывают разные, во время движения сложно как-то отреагировать на внезапное нападение сзади, поэтому необходимо заниматься спортом, тренировать мышцы трапеции и шеи, чтобы позвонки были защищены при внезапном ударе сзади. Существуют различные техники, позволяющие дать отпор противнику в замкнутом пространстве, можно попробовать заломить руку оппоненту, применить резкий удар локтем, а вообще действовать по ситуации. Опять же повторюсь, за рулем оказывать сопротивление не только сложно, но и опасно, на словах одно, а на деле все может выйти иначе. Однако если ситуация позволяет, лучше высадить буйного попутчика», – посоветовал тренер-инструктор бойцовского клуба Golden Tiger Фариз Мамедзаде.
Ответа на вопрос, занимаются ли в их компании безопасностью водителей, ИА «Татар-информ» получить не удалось – менеджеры известной компании-агрегатора оказались не готовы комментировать это.
В офисе известной в Казани службе такси ответили, что водителей они выбирают тщательно, данные потенциального сотрудника скрупулезно проверяют, в случае одобрения водителю назначают обучение и подготовку. А вот на вопросы о том, как защищены таксисты их службы и что ждет их семьи в случае опасной для жизни ситуации, нам также отказались ответить. Добавили лишь, если водитель чувствует, что пассажир в неадекватном состоянии или агрессивен, он имеет право позвонить диспетчеру и отказаться от заказа.
Даже если организация несет ответственность за водителя, то только в тех случаях, когда он работает по официальным заявкам. Если же водитель решает подзаработать «на стороне», то вся ответственность за его жизнь ложится только на его собственные плечи.
Источник: https://sntat.ru/kriminal/-shef-dva-schetchika-tatarstanskim-taksistam-rasskazali-kak-vernutsya-/