Арбитраж Краснодарского края 24 сентября 2021 года начнёт рассмотрение громкого иска министерства транспорта и дорожного хозяйства региона к семи компаниям, две из которых входят в группу «Яндекс» — ООО «Яндекс» и «Яндекс.Такси». Спор касается предоставления информационных услуг лицам, которые не имеют разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, передаёт ИА REGNUM.
Исковое заявление от ведомства поступило в суд ещё в конце июня 2021 года. Ответчиками, помимо «Яндекса», стали пять юрлиц. При этом по основному виду деятельности они не относятся к таксомоторным компаниям. Например, ООО «Максим-Сочи» (владельцы — Максим Белоногов и Олег Шлепанов) числится, как ведущее деятельность, связанную с использованием вычислительной техники и информационных технологий. В этой же сфере работают и иные соответчики.
Министерство требует признать деятельность по заключению договоров об оказании информуслуг с лицами, которые не имеют разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, незаконной и создающей опасность причинения вреда в будущем. Просят от судьи также запретить заключать договоры с такими лицами и передавать им получаемые заказы на перевозку.
Спор начнут разбирать 24 сентября. Также 20 сентября 2021 года апелляционный суд рассмотрит жалобу «Яндекса», который настаивает на том, что требования к нему должны быть выделены в отдельное производство.
Напомним, ранее к ООО «Яндекс» претензии подал директор одной из российских компаний, который потребовал выплатить ему 3 трлн рублей ущерба, причиненного некачественными, на его взгляд, услугами такси. И опять же в споре фигурировало «Яндекс.Такси».
Агрегаторы предоставляют услуги, которые не даёт обычное такси. Можно заказать автомобиль нужного типа, заранее узнать стоимость поездки, связаться с водителем, увидеть на экране смартфона, где находится вызванная машина.
Водители платят агрегатору установленную сумму за возможность доступа к заказам. Иногда агрегаторы доплачивают «своим» водителям, что быстро приводит к вытеснению с рынка обычных такси.
Компании-агрегаторы бывают двух типов. Одни просто передают заказы любым работающим с ними водителям. Другие, брендированные компании, устанавливают правила работы, тарифы и руководят процессом. Такие компании составляют серьёзную конкуренцию обычным такси. После вытеснения конкурентов с рынка такие компании переходят к более выгодным для себя условиям перевозок.
Во многих странах водители традиционного такси проводят забастовки с блокированием движения на улицах, требуя ограничить деятельность агрегаторов. В некоторых странах и отдельных городах власти уже начинают вводить такие ограничения.