В 2020-м власти Петербурга заявляли, что такси лучше всех пережили пандемию. «ДП» выяснил, что происходит на этом рынке спустя почти год.
В беседе с «ДП» владельцы нескольких городских таксопарков рассказали о финансовом ущербе из-за действий ГИБДД. Проблемой стали новые законодательные требования: с января 2021 года водители обязаны работать только на машинах с опознавательным оранжевым фонарём на крыше и характерной «шашечкой» на кузове.
Борьба с нелегалами и конфликты с ГИБДД
Пожелавшие остаться анонимными предприниматели подчеркнули, что начиная с 16 августа инспекторы ГИБДД «вылавливали» таксистов без специальной обклейки и сразу отправляли машину на штраф-стоянку. Отсутствие вышеуказанных атрибутов считается нарушением части 3 статьи 11.14.1 КоАП РФ, а водителю за такое административное правонарушение грозит только штраф в размере 3 тыс. рублей.
«Я еду с пассажиром на необклеенной машине, меня тормозит сотрудник ГИБДД, проверяет документы. Если пассажиры подтверждают, что едут в такси, водителя сразу увозят в участок, а машину на месяц отправляют на штраф-стоянку. Хотя за первое подобное правонарушение полагается предупреждение или административный штраф», — рассказывает владелец одного из таксопарков, выходящий в рейсы вместе с работающими на него водителями.
Особенно негативно рейды сказались на небольших фирмах, в распоряжении которых находится от 30 до 50 машин. Владелец одного из таксопарков с гаражом на 48 автомобилей оценил общий финансовый ущерб почти в миллион рублей. По словам предпринимателя, ему не только предстоит выплатить по 30 тыс. штрафа по ст. 12.31.1. КоАП РФ за каждое из 15 эвакуированных авто, но и потерять около 300 тыс. рублей, пока приобретённый в лизинг транспорт простаивает на штраф-стоянке и уходит в минус.
«На окупаемость таксопарка не влияет даже размер среднего чека. Чтобы сохранить оптимальный период окупаемости (а не работать в минус годами), таксопарк должен в том числе поддерживать необходимый уровень загрузки: должно быть занято не менее 85% таксопарка», — подчеркнула генеральный директор компании «Газпромбанк Лизинг» Лилия Маркова.
Более крупные игроки давления со стороны Госавтоинспекции не замечали. Исполнительный директор федеральной сети таксопарков TаxIncome Дмитрий Коваленко посчитал жалобы коллег необоснованными и подчеркнул, что эвакуация происходит только в том случае, если у автомобиля нет лицензии. С необоснованно жёстким отношением ГИБДД их таксопарк на 400 машин в Петербурге ни разу не сталкивался.
«Это глупость: если машина имеет лицензию, то сотрудники ГИБДД вообще не трогают автомобили — только останавливают и проверяют. Это московская автодорожная инспекция может проверять соответствие ГОСТу и так далее. В Петербурге даже во время рейдов такого нет, мы никаких проблем в принципе не испытываем», — заявил Коваленко.
Юрист Владимир Брестовский разъясняет: если водитель попался на отсутствии наклеек и специального фонаря во время рейда — эвакуация машины происходит сразу. На платную или бесплатную парковку её увезут — зависит от района города, где был остановлен водитель. При этом штраф за отсутствие наклеек и фонаря на машине может получить как водитель, так и таксопарк. Во втором случае он составляет 50 тыс. рублей.
В ответ на запрос «ДП» в региональном главке подтвердили, что с 16 по 22 августа в Петербурге и Ленобласти действительно проходил рейд «Такси». За время профилактического мероприятия было составлено почти 5,7 тыс. материалов об административных правонарушениях, 1,2 тыс. из которых — за ведение предпринимательской деятельности без специального разрешения, лицензии (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ)
«(Эвакуированные — Ред.) автомобили направляются на склад временного хранения до решения суда. Жалоб в ГУ МВД на действия сотрудников ГИБДД не поступало. Статистики по штрафам таксистов не имеется, увеличения количества штрафов и эвакуаций автомобилей не зафиксировано», — уточнили в правоохранительных органах.
Всего во время августовских рейдов были изъяты 1253 автомобиля. В 236 случаях водители были отстранены от работы из-за подозрения на алкогольное или наркотическое опьянение. Ещё 352 материала было составлено по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ — в отношении водителей, которые не имели права управление транспортным средством — при себе у них было только иностранное водительское удостоверение.
В полиции утверждают, что по ч. 3 ст. 11.14.1 КоАП РФ не было составлено ни одного административного протокола. При этом 20 машин привлекут к ответственности за незаконную установку опознавательного фонаря или цветографической схемы — это водители, которые вышли в рейс лицензии.
В городском комитете по транспорту объяснили, что составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси (по статье 11.14.1 КоАП РФ) могут только они, поэтому в рейдах по выявлению нелегальных таксистов участвовали рабочие группы межведомственной транспортной комиссии.
«Задержание автомобиля и водителя такси за указанное нарушение (отсутствие наклеек и фонаря — Ред.) представителями ГИБДД в Петербурге не осуществляется. По результатам работы комиссии в 2021 году за совершение правонарушения по ст. 11.14.1 КоАП РФ в качестве меры обеспечения изъято и помещено на специализированную стоянку 380 транспортных средств».
Лицензии, агрегаторы и проблемы
Ответить на вопрос, какую долю от общего рынка такси в Петербурге составляют нелегальные, в профильном ведомстве не смогли. Согласно данным сервиса «Контур.Фокус» за последние два года число организаций, занимающихся такси в Петербурге, сократилось с 4,3 тыс. до 2,6 тыс.
«Особенно сильный спад наблюдался с августа 2020 по февраль 2021. Вероятно, это обусловлено последствиями пандемии и локдауна и коррелирует с общим снижением числа ИП в России за этот период. Не исключено, что часть организаций, занимающихся такси, ушла в тень», — отмечает аналитик Владимир Савельев.
По различным оценкам, в августе 2012 года объём нелегального такси в Петербурге достигал 90%. В то время штраф для официальных таксистов составлял 50 тыс. рублей, а нелегала могли оштрафовать максимум на 5 тыс. Вытеснение нелегально таксующих водителей началось после прихода сервисов-агрегаторов и процесс этот оказался необратимым. Сейчас эксперты сходятся во мнении, что количество «бомбил» сократилось до минимума, а большинство участников петербургского рынка такси работают, не нарушая закон.
«В настоящее время нелегальных такси практически не осталось: в век цифровых технологий все привыкли делать заказ через смартфон, — отмечает исполнительный директор федеральной сети таксопарков TaxIncome Дмитрий Коваленко. — Львиная доля перевозок осуществляется через агрегаторы».
Несмотря на то, что агрегаторы запрещают выходить на линию без лицензии, а контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси в последнее время усилился, часть водителей и таксомоторных компаний продолжают нарушать требования о лицензировании. Причин несколько.
Согласно закону, получить лицензию на работу в такси может только юридическое лицо или ИП. В этом случае нужно собрать документы для оформления лицензии, заплатить госпошлину, подготовить транспортное средство, провести его техосмотр. Выбирая между «потратить много денег и времени здесь и сейчас» и «возможно когда-нибудь получить штраф за отсутствие лицензии» многие выбирают второй вариант. Некоторые намеренно уходят от налогов: оформляют ИП, получают разрешение, регистрируются в агрегаторе, а потом аннулируют документы.
При этом большинство водителей предпочитают арендовать машину в таксопарке и работать как физическое лицо. В этом случае водитель подключается к агрегатору, и сам отвечает за свою работу и возможные последствия. Многие таким образом подрабатывают по пути на работу или домой.
«У агрегаторов огромное количество водителей, которые просто прикреплены: они зарабатывают, работая с несколькими агрегаторами в одиночку. Именно такие таксисты являются источником повышенной опасности: часто становятся участниками ДТП, не знают правил дорожного движения», — подчёркивает депутат МО Литейный округ, аналитик движения «транспорт и горожане» Арсений Афиногенов.
Ответственность за регулярный медосмотр водителей и техническую исправность автомобилей согласно закону несёт таксопарк. Тоже самое касается лицензий — компании-агрегаторы лишь помогают найти клиента и зачастую физически не могут отслеживать каждого сотрудничающего с ними водителя.
Штрафы для агрегаторов, которые передают заказы нелегальным такси, только обсуждаются: предполагается, что после соответствующих изменений в КоАП РФ они будут терять по 500 тыс. рублей.
Если водитель арендует машину у таксопарка, оформлять лицензию для работы необязательно: в этом случае заключается трудовой договор, а оформлением необходимых документов занимается сама фирма-перевозчик. Однако и со стороны таксопарков не всё бывает гладко. В частности, многие фирмы не устраивают водителей официально, чтобы платить меньше налогов или утаивают от них другие важные обстоятельства.
«В дни рейдов к нам обращаются по 20-30 водителей такси. На работе (в таксопарках — Ред.) им часто говорят, что лицензия не нужна. В итоге водителя задерживают, составляют протокол, выписывают административное постановление, машину эвакуируют. Финансовую ответственность за простой транспортного средства в этом случае чаще всего несут таксисты», — рассказывает юрист Владимир Брестовский.
Некоторые — как правило, начинающие таксопарки, — опасаются тратить деньги на оборудование взятых в лизинг машин соответствующим образом и прогореть раньше, чем будет выплачен кредит. При этом чем меньше таксопарк — тем выше риски.
«Чем меньше автомобилей в таксопарке — тем сложнее привлекать средства на их покупку. К примеру, многие лизинговые компании не финансируют таксопарки, где менее 10 машин, или финансируют с повышенными авансами и ставками, заранее просчитывая риски», — говорит генеральный директор компании «Газпромбанк Лизинг» Лилия Маркова.
Обычно машина выкупается на несколько лет работы, однако с той же периодичностью обновляется сам транспорт: «свежевыкупленные» машины продаются, на их место приходят новые лизинговые авто, а процесс лицензирования необходимо повторять заново, что несёт за собой новые финансовые траты. Ситуацию усугубляют водители, которые в первую очередь обращают внимание на низкую стоимость аренды, не задумываясь, оборудован ли автомобиль по всем правилам и оформил ли таксопарк необходимые документы.
«Вы не можете получать заказы, если у вас нет лицензии. Но пока рабочей силы не хватает на это смотрят сквозь пальцы. Агрегаторы смогут закручивать гайки, когда на рынке начнётся дефицит заказов, — рассуждает Дмитрий Коваленко. — Работа водителем очень изнуряет: ежедневный заработок при 12-часовой смене в среднем составляет около 2 тыс. рублей. При этом таксисту нужно оплатить аренду машины, топливо, отдать четверть стоимости за каждую поездку агрегатору, сделать отчисления в парк и так далее… Как вы понимаете (желая устроиться на такую работу — Ред.), люди в очереди не стоят».
Боязнь прививок и важные тренды
В середине августа комитет по транспорту предупредил перевозчиков и агрегаторов, что начиная с 15 октября они смогут работать при наличии 80% вакцинированных работников. Директор по маркетингу сервиса заказа такси «Таксовичкоф» Георгий Дадашов рассказал, что их сервис по заказу такси включился в прививочную кампанию в середине лета, организовав работу выездных бригад медицинских работников. Кроме того, компания ведёт постоянную разъяснительную работу среди сомневающихся.
«На данный момент, благодаря работе выездных бригад, вакцинацию прошло 29% коллег. Вакцинировались самостоятельно около 35%. Также по нашим данным переболело ковидом или продолжают проходить лечение 20% штатных сотрудников и сотрудников таксопарков-партнёров. Те, кто получил разрешение от врачей, также не затягивают с вакцинацией. Поэтому цифру в 80% привитых сотрудников мы рассчитываем достичь не позже конца сентября. Не исключаем, что сможем её превысить», — заявил Дадашов.
В комитете по транспорту подчеркнули, что вакцинация идёт высокими темпами по всей транспортной отрасли, однако процент вакцинированных таксистов не назвали. Необходимость массовой вакцинации среди агрегаторов в том числе поддерживают «Яндекс.Такси» и «Сити Мобил». Последний прививает таксистов-партнёров при поддержке администрации Красногвардейского района. «Яндекс.Такси» тем временем обещает прошедшим вакцинацию курьерам и водителям преимущества в работе с заказами клиентов.
В самих таксопарках вакцинация в большинстве проходит не так стремительно. Дмитрий Коваленко отмечает, что водители такси — не самая благонадёжная и ответственная категория работников, из-за чего вопрос с прививками стоит довольно остро.
«Мы не можем заставлять водителей (делать прививки — Ред.), однако большинство не понимает, для чего это нужно. Водителям, которые проходят вакцинацию, мы всё подсказываем, но самостоятельно ничего не организуем, поскольку таксисты не очень активно на это идут», — отмечает представитель TaxIncome.
Несмотря на существующие трудности, участники рынка и эксперты заявляют, что пандемия действительно почти не отразилась на рынке такси. По данным Смольного, на сегодня в городе работают более 1,8 тыс. профильных компаний, почти 1,4 тыс. из которых оформлены как ИП.
«За время пандемии закрыли свою деятельность 1 324 организации, 887 из которых — с начала 2021 года. При этом на рынок таксомоторных перевозок пришло 475 новых ИП и юридических лиц. Прекращение деятельности в указанной сфере не имеет прямой зависимости от условий пандемии. Число действующих разрешений на перевозку пассажиров и багажа легковым такси в 2020 и 2021 годах оставалось примерно на одном уровне — 23-25 тыс.», — сообщили «ДП» в комитете по транспорту.
Самое негативное влияние сейчас оказывают дефицит кадров и транспортных средств. Последний не позволяет открываться и активно развиваться новым паркам. Вместе с тем, из-за большого количества агрегаторов, которые максимально снижают стоимость поездок в борьбе за клиентов, с рынка такси постепенно исчезают классические фирмы.
«Осталось сейчас немного такси, которые работают по-старому. Сейчас они, как правило, работают на корпоративных клиентов и обычно предоставляют более высокий уровень сервиса. Проблема такого формата в том, что фактически машины никем не осматриваются. С одной стороны, отсутствие излишней зарегулированности это хорошо, но с другой — ситуации с таксистами бывают разные», — обратил внимание Арсений Афиногенов.
Ещё одна тенденция — петербургские таксопарки практически перестали нанимать водителей в штат.
Не стоит забывать и о региональных законодательных актах: в начале августа власти Петербурга и Ленобласти подписали новое соглашение о фрахтовании легковых такси на территории регионов, что значительно упростило работу всех служб такси и сокращает затраты перевозчика на предоставление услуги. Ещё одним важным документом (но уже рекомендательного характера), стал типовой стандарт качества обслуживания населения легковым такси, утверждённый городским комитетом по транспорту в середине июля. «Этот документ — важный шаг на пути оздоровления рынка», — уверен директор по развитию сервиса заказа такси «Таксовичкоф» Анатолий Малышев.
Изменения в федеральном законодательстве, вступившие в силу с 2021 года, не оказали негативного влияния и не привели к излишней зарегулированности рынка.
«Если кто-то скажет, что рынок поменялся, — это вранье. У TaxIncome по всей России 20 филиалов. И в целом — какой рынок есть, так он и существует с самого начала: количество поездок не уменьшилось, резкого всплеска нет, всё стандартно, — утверждает Дмитрий Коваленко. — Могу сказать, что после изменений в законодательстве нам стало проще и безопаснее: стали приходить больше водителей, ушли с рынка те кто не готов соответствовать требованиям».
До конца 2021 года в федеральном законе «О такси» могут появиться новые положения. По словам юриста Владимира Берестовского, вероятнее всего будет введён запрет на работу в такси людям, судимым за тяжёлые преступления. Водителей ждёт ограничение рабочего дня до восьми часов и двукратное повышение штрафов за управление авто в неисправном состоянии, проезд на красный или нарушение ПДД, в результате которого пострадал пассажир.