В такси не только водители нападают на пассажиров, но и пассажиры на водителей. Этим озабочены в Госдуме и с сентября снова начнут обсуждать вопрос установки перегородки для защиты от нападений. Иногда таксисты записывают на видеорегистратор неподобающее поведение со стороны клиентов. Возможно, оснащение автомобилей такси камерами могло бы тоже обезопасить поездку? Подробности — в материале «Известий».
Нападение на водителя
Возможность установки защитной перегородки в такси в Госдуме уже обсуждали весной. К этому вопросу намерены вернуться на пленарном заседании 15 сентября. По словам зампреда комитета нижней палаты парламента по транспорту и строительству Владимира Афонского, в обсуждении должны принять участие и представители компаний-агрегаторов такси. Необходимость такого законопроекта он объяснил часто возникающими случаями некорректного поведения пассажиров и таксистов.
Как повысить безопасность пассажиров, недавно придумали в Москве. В конце 2020 года заработает система, которая запретит агрегаторам передавать заказы водителям такси, злостно нарушающим ПДД и не соблюдающим нормы режима труда и отдыха. Идея установки перегородки больше направлена на защиту именно водителя. К сожалению, случаи нападения на них нередки.
Так, в Москве пассажир повздорил с водителем такси, избил его и скрылся на его машине. Позднее сотрудники правоохранительных органов нашли машину во дворах недалеко от места происшествия.
В Саратове пассажир напал на таксиста из-за его отказа везти ребенка без детского автокресла. Водитель Алексей Горохов выложил на своем YouTube-канале видео инцидента, записанного на видеокамеру. На кадрах видно, как мужчина обзывает и избивает таксиста. Водитель подчеркнул, что во время заказа через приложение «Яндекс.Такси» пассажир не указал, что при поездке потребуется детское кресло.
В Москве женщина оскорбила и пыталась избить таксиста из-за отказа везти ее. Водитель снял на камеру, как она кричала: «Вези меня! Вези меня, мразь! Меня люди ждут», — и угрожала тем, что «сейчас люди сюда подъедут». По некоторым данным, ей нужно было доехать из Одинцова в один из московских фитнес-центров. Почему водитель отказался ее везти, неизвестно. Чем закончилась история — тоже.
«Известия» направили запрос в МВД России, чтобы уточнить, как часто водители такси обращаются за помощью после нападения пассажиров, как часто фиксируются случаи нападения, а дела доходят до судебных разбирательств. На момент публикации материала ответ не был получен.
Лишь личная инициатива
Два последних случая стали известны благодаря видеорегистраторам. Автоэксперт, шеф-тренер экспертного центра «Движение без опасности» Владимир Бахарев назвал идею установки камер на все машины положительной с точки зрения безопасности, но сложно реализуемой с точки зрения сбора и хранения персональных данных. «Где хранить данные? Кто будет хранить данные? Как долго хранить? Каким образом и кому предоставлять? Не забывайте о законе «О защите персональных данных», который здесь может сыграть далеко не на руку», — отметил он.
К тому же маловероятно, что государство выделит деньги на установку видеокамер во всех автомобилях такси. «Опять же вопрос, за чей счет. Сегодня цены в такси — на уровне рентабельности. Любые попытки дополнительного обременения водители будут игнорировать», — отметил руководитель отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников.
Перегородки вызывают вопросы
Мнения экспертов по поводу необходимости защитной перегородки в салоне такси разделились. В пресс-службе компании «Ситимобил» поддерживают нововведение. Но считают, что наличие перегородок безопасности в салоне такси должно быть не обязательной, а дополнительной опцией, которая оплачивается отдельно (как детское кресло или перевозка домашних питомцев). Так пассажир сам сможет выбирать, на каком автомобиле он хочет передвигаться в конкретный момент времени.
В пресс-службе компании «Везет» сообщили «Известиям», что конструкции автоперегородок действительно предусматривают защиту от агрессивных проявлений пассажира или водителя, но подчеркнули: «Любое обязательство, связанное с материальными вложениями, создаст дополнительные препятствия для легальных перевозчиков».
Павел Стенников назвал вопрос с установкой перегородок сложным. «В Москве большая доля арендных автомобилей такси, они специально приобретаются и сдаются для этих нужд. С некоторой вероятностью с ними можно экспериментировать. А в целом по стране невозможно, поскольку в регионах больше 90% водителей работают на личных автомобилях, которые используются и для такси, и для семейных поездок», — отметил он.
По мнению координатора движения «Синие ведерки» Петра Шкуматова, в перегородке, которая закрывает только спину водителя, нет смысла. Но если и устанавливать перегородку, то только такую, которая отделяет всё заднее пространство. И только в тех случаях, когда транспортное средство — такси — принадлежит таксопарку и эксплуатируется только в такси, а по мере исчерпания ресурса автомобиля утилизируется.
К тому же эксперт напомнил о существовании большого количества пассажиров, которые садятся на переднее сиденье рядом с водителем, потому что их банально укачивает на заднем сиденье.
Независимый автоэксперт Дмитрий Попов назвал две причины не устанавливать защитную перегородку в салоне автомобиля. «Во-первых, наличие любого предмета на пути взгляда водителя в зеркало заднего вида искажает расстояние, искажает взгляд. Во-вторых, наличие любых посторонних предметов, склонных к деформации и поломке во время ДТП, в салоне тоже не приветствуется. Представьте себе, что это оргстекло во время ДТП раскололось и осколки причинили водителю и пассажиру серьезные травмы. В автомобилях используют трехслойное лобовое стекло — триплекс, которое наклеено на специальную пленку и в случае ДТП не колется на большие куски, а рассыпается в мелкую труху», — отметил он.
Автоэксперт Игорь Моржаретто вовсе не считает острой проблему с нападением на водителей такси. «Большая стационарная [перегородка], как в Китае, просто «съедает» переднее место. Я считаю, что для нас эта тема не очень актуальна», — сказал он «Известиям».
В компании «Яндекс.Такси» официально воздержались от комментариев по поводу инициативы.
Два типа ограждений
Даже если перегородку и ставить, то нужно понимать, какую именно. Существует два типа конструкций. Одна — полноразмерная перегородка, которая отделяет передние сидения. «Часто люди едут компанией, семьей с детьми, с багажом. Поперечная сплошная перегородка оставит пассажирам лишь задний ряд, а в случае с установленным детским креслом всего одно свободное место для взрослого. Соответственно, такие физические ограничения не будут устраивать пассажиров, невозможно будет воспользоваться услугой так, как им нужно», — отметил Стенников.
Второй вариант — частичная перегородка, закрывающая только место водителя. Автоэксперт Владимир Бахарев уверен, что начинать установку перегородок нужно именно с таких типов конструкций, защищающих шею и спину водителя.
Агрегаторы начеку
Сейчас агрегаторы могут сами защитить водителя от агрессивного пассажира. В компании «Максим» в случае конфликта между пассажиром и водителем сервис делает так, чтобы они больше не встретились на заказах. По словам Павла Стенникова, водители, сотрудничающие с сервисом заказа такси, находятся в большей безопасности, чем те, кто берет клиентов с руки. Это потому, что всегда можно отследить, кто заказал такси и куда поехал. Менеджеры сервиса информируют водителей, как избежать конфликта и правильно вести себя во внештатной ситуации. Водители имеют право отказаться от заказа, если пассажир ведет себя неадекватно. В случае ЧП компания оперативно реагирует и взаимодействует с правоохранительными органами.
В «Ситимобил» фиксируют все жалобы водителей на поведение пассажиров, проводят внутренние расследования происшествий и могут заблокировать пассажира за систематическое неадекватное поведение без возможности восстановления в сервисе.
В компании «Везет» работает «живая» служба поддержки, которая позволяет обрабатывать каждое обращение о ДТП или другой нестандартной ситуации. «Соответственно, у нас есть возможность оперативно реагировать на любые случаи на дорогах и предоставлять законную информацию, чтобы помочь водителю или пассажиру», — сказали в пресс-службе компании.
А еще у агрегаторов такси есть рейтинг пассажиров. И они могут сами выбирать, брать такого клиента или нет, обратил внимание шеф-тренер экспертного центра «Движение без опасности».
Однако Павел Стенников подчеркнул: «Не существует способов предотвратить нападение на водителя. В ситуации реальной угрозы жизни чаще всего нет возможности нажать тревожную кнопку в приложении». По его мнению, личная безопасность граждан зависит в том числе от профилактики правонарушений правоохранительными органами, желания соблюдать законы, воспитания, умения ценить свою и чужую жизнь.
Статья для пассажира
Если пассажир напал на водителя, то должен понести наказание в зависимости от того, какое правонарушение он совершил. По словам адвоката Дмитрия Зацаринского, действия пассажира оцениваются согласно Кодексу об административных правонарушениях и Уголовному кодексу РФ.
«Одна ситуация, если пассажир просто повздорил с водителем и нанес ему незначительные удары. Это может быть квалифицировано как нанесение легких телесных повреждений [ст. 115 УК РФ «Умышленное причинение легкого вреда здоровью]. И совсем другая, если он применит какое-то оружие. Это будет хулиганство, ст. 213 [УК РФ]. Если он под угрозой применения ножа или пистолета похитит или попытается похитить денежные средства водителя, это уже будет разбой и уголовная ответственность за это достаточно серьезная — до 10 лет лишения свободы», — отметил юрист.