Новости, в которых фигурируют такси, появляются с настораживающей регулярностью. Аварии из-за спешки, обсчитали пассажира. А теперь еще забастовки таксистов в Гродно и Могилеве. И еще одна намечается в Барановичах. Не выдерживают конкуренции с иностранными агрегаторами.
Но пока одни требуют убрать конкурентов с рынка, другие возят пассажиров по таким ценам, как будто это их последний клиент. Недавно турист из Сербии прокатился из аэропорта в столицу за 300 рублей. А бывает, что выставляется сумма и в 300 евро.
Такие цены пугают и гостей столицы, и белорусов. Люди идут в суд. И выигрывают. Как сесть в правильное такси? Свое расследование провела Ксения Лебедева.
Мы только что сделали контрольную закупку. Я села в такси на Игуменском тракте. Проехали совсем немного — километра 4 до Дворца культуры на Маяковского. В результате, когда водитель увидел транспортную инспекцию, он предложил мне выйти. Я быстрее вышла. Ему же пришлось пересесть в машину транспортной инспекции.
Назовем нашего героя Рустам. Настоящее имя в целях безопасности не говорим. Рассказал, что после окончания института зарплата не устроила, пошел в такси, ведь можно хорошо заработать.
Кроме самого агрегатора. Лично столкнулась с ситуацией, когда водитель, вызванный через приложение, уточнил, важно ли мне, чтобы на телефон пришло сообщение об окончании поездки. Я ответила, что нет. В приложении моя поездка была завершена, однако по факту меня доставили из точки А в точку Б. За время подготовки материала с такими историями столкнулась не раз. Для чего это нужно? Он просто обманул сервис, который дал ему заказ. Просто положил эти деньги в карман.
Чтобы подтвердить информацию, звоним перевозчику (видео).
Часто под услугой такси перевозчик маскирует аренду автомобиля с водителем
Узнаете вы об этом лишь после аварии, если, конечно, не попросите перед тем, как начать движение, документы, подтверждающее обратное. Чем это чревато — всю ответственность за поездку несет арендатор, т.е. пассажир, в том числе возмещение морального и физического вреда в случае ДТП как пострадавшему, так и водителю. Недобросовестные участники рынка пользуются этим. Поэтому Министерство транспорта и коммуникаций Беларуси подняло вопрос о возвращении лицензий.
Екатерина Станкевич, председатель Ассоциации профессиональных перевозчиков пассажиров: «Лицензионная карточка водителя, так называемый медальон. Это личная персонифицированная ответственность водителя. Он будет дорожить не просто правами, он будет дорожить вот этим допуском, которое ему дало государство, возможностью зарабатывать очень неплохие деньги, перевозя пассажиров автомобилями такси. Нельзя оставить нерегулируемой ту часть рынка, которая сопряжена с повышенными источниками опасности».
Иностранные агрегаторы сегодня практически монополизировали рынок такси в Беларуси
С этими проблемами столкнулись ранее в России, их влияние в некоторых федеральных округах достигла 90 %. Они диктуют тарифы и условия, кто останется на рынке. Вместе с тем благодаря агрегаторам значительно упала стоимость переездов. Один километр — около 30 копеек, дешевле проезда в метро и автобусе. Заказывая поездку, например, на четырех человек, можно заплатить те же деньги и ехать в более комфортных условиях. Такси стало ближе к людям, теперь наши люди ездят в булочную на такси. Только вот чем это чревато?
Екатерина Станкевич, председатель Ассоциации профессиональных перевозчиков пассажиров: «За счет тех тарифов, которые агрегаторы навязывают такси, большая часть не выйдет на работу. Зимнюю резину купить не за что. Пассажир тоже должен переживать за свою безопасность. Он должен понимать, что если тариф низкий, водитель не сможет достойно обслуживать свой автомобиль».
При этом 60 % белорусов пользуются автобусами. Такси традиционно используют, если торопятся, сильно испортилась погода или возникли непредвиденные обстоятельства. Вот и героиня нашего репортажа попала примерно в такие же условия.
10 километров за 80 рублей, а из аэропорта в центр за 300 рублей. Кто больше?..
В результате за 10 километров попросили 80 рублей. Пассажирка платить отказалась. Таксист заблокировал двери авто и вызвал милицию. Женщина поездку в результате оплатила, но решила отстаивать свои интересы в суде. Дело выиграла. Ответчик возместит 80 рублей за проезд и 400 рублей за моральный вред. Ценообразование на рынке такси в стране сегодня свободное. Поэтому водитель действовал в правовых рамках. Только вот ошибочно не довел информацию до клиента, на чем и прокололся — нарушил права потребителя.
Дмитрий Малец, зампредседателя правления ОО «Региональное общество защиты потребителей»: «Перевозчик должен понимать, что если тариф его превышает тот, что сложился на рынке, он должен принимать дополнительные меры, которые позволили бы убедиться, что потребитель понимает, по какому тарифу он поедет. Потребителям нужно не бояться свои права защищать, это повлияет на регулирование автомобильных перевозок».
Аэропорт и железнодорожный вокзал традиционно являются самыми хлебными местами для таксистов. Именно здесь сосредоточено большое количество иностранцев и людей, прибывших из других регионов Беларуси, которые плохо знакомы с местными законами перевозки, тарифами и работой сервисов. Если водитель говорит, что поедем по счетчику, они искренне верят в то, что стоимость будет сформирована честно.
Куда сложнее, если есть языковой барьер. Недавно был случай, когда гостей из Сербии доставили из Национального аэропорта в центр столицы более чем за 300 рублей. Нетрудно представить, с какими впечатлениями они улетели обратно. При этом случай не единичный. Суммы такие, будто везут своего последнего клиента.
Как оказалось, сегодня территорию аэропорта таксисты пытаются поделить. Существует официальный трансфер от аэропорта, который заказывают заблаговременно и по цене 40 рублей из точки А в точку Б. Машины на территории аэропорта, но их недостаточно, поэтому таксисты просят разрешить въезжать бесплатно более двух раз на территорию, чтобы сохранять честную конкуренцию. Даже петицию написали. Сторонние водители, машины которых не старше 10 лет, могут заключать договор с аэропортом и оставлять машину на его же территории в ожидании клиента. Только вот тарифы здесь уже от 100 рублей. И чужих не пускают (видео).
Главной проблемой для таксистов сегодня, по всей видимости, стала конкуренция
Их слишком много. Одни цены снижают неоправданно, заставляя других подстраиваться, другие неоправданно завышают, компрометируя в целом рынок такси. Сами водители говорят, что вход в эту профессию стал очень прост. Необходим фильтр. Это повлияет и на безопасность. 90 % аварий — это человеческий фактор. Нехватка опыта, невнимательность. Интересна статистика Всемирной организации здравоохранения: большая часть пользователей такси во всем мире — это люди от 27 до 30 лет, самая уязвимая категория граждан. Если трагедия, вспоминать об этом придется всю оставшуюся жизнь. Так что если рынок сам себя не отрегулирует, не сможет договориться, придется вернуться к государственному регулированию и введению лицензий.
Источник: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwww.tvr.by%2Fnews%2Fobshchestvo%2Ftaksi_na_belorusskom_rynke_zabastovki_avarii_nechestnye_tarify_konkurentsiya_s_inostrannymi_agregato%2F