Чиновники будут влиять на стоимость услуг такси, возить пассажиров разрешат только россиянам, а в машины придётся установить приборы для контроля за усталостью водителя. Такие правила могут заработать уже в 2019 году. Службы заказа называют эти и другие меры морально устаревшими и предупреждают: такси ощутимо подорожает. Но эксперты видят проблему не в этом, а в нескромных аппетитах самих агрегаторов.
Как власти хотят поменять работу такси. Главное
Когда изменения вступят в силу
Пока законопроект готовят ко второму чтению в Госдуме. Глава думского Комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичёв анонсировал, что документ вступит в силу уже в 2019 году.
В первом чтении законопроект приняли ещё в январе 2019 года. С того времени в него внесли более 300 изменений, в том числе добавили перечисленные выше требования.
О грядущих переменах некоторые игроки рынка такси узнали лишь в конце июля, когда член Комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Старовойтов опубликовал обновлённый текст у себя в фейсбуке.
Зачем работу такси хотят ужесточить
Главная цель, которую декларируют создатели законопроекта, — сделать поездки на такси безопаснее. В пояснительной записке говорится, что число ДТП с этим видом транспорта растёт, но статистика не приводится.
С начала 2019 года только в Москве количество ДТП с участием такси выросло на 15%, сообщил глава городского департамента транспорта, заместитель мэра Максим Ликсутов. Чиновник объясняет это тем, что таксисты перерабатывают. Его заместитель Дмитрий Пронин даже назвал конкретные цифры:
Также депутаты решили регламентировать работу агрегаторов, то есть служб заказа такси. В действующих законах о них не говорится ни слова. Теперь же их заставят платить штрафы за передачу заявок нелегалам.
Также в пояснительной записке говорится, что в такси работают много уголовников: насильников, убийц и даже террористов. Чаще всего это мигранты, работающие в России без разрешения, как показал рейд 2016 года.
Почему предложенные меры считают неудачными
С представителями профессионального сообщества законодатели поправки не обсуждали, заявили в Общественном совете по развитию такси в регионах. Это «Секрету фирмы» подтвердили представители агрегаторов «Яндекс.Такси», «Везёт» и «Максим». В «Ситимобиле» от комментариев отказались.
В «Яндекс.Такси» добавили, что авторы законопроекта предлагают инструментарий 10–15-летней давности, игнорируя уровень развития цифровых технологий, с помощью которых «можно обеспечить принципиально новый уровень безопасности поездок».
Агрегаторы говорят, что их самих волнует проблема переработок. Но решить её можно проще. Например, «Яндекс.Такси», «Ситимобил» и «Везёт» уже тестируют систему обмена данными о времени работы водителей. Отработавший дневную норму в одной службе таксист не сможет получить заказы даже у конкурентов.
Кроме того, «Яндекс. Такси» пробует камеры контроля усталости водителей, которые анализируют уровень их внимательности.
Другой принципиальный момент — вмешательство в ценообразование. «Сейчас стоимость поездки на такси — это баланс между той суммой, за которую пассажиры готовы ехать, и той, за которую водители согласны возить», — говорит директор службы заказа такси «Максим» Максим Шушарин.
Член Комитета Госдумы по транспорту и строительству Дмитрий Ионин назвал поправку о тарифном регулировании убийственной. «Главное достижение этого рынка — он стал гораздо доступнее, цена на услуги существенно снизилась. Регулирование же всегда ведёт к повышению цен», — сказал он.
Идею разрешить регионам по суду блокировать сайты и приложения агрегаторов Шушарин считает «ядерной бомбой, которая может привести к ликвидации модели агрегации заказов». По его словам, часто в регионах конкурентная борьба служб идёт с использованием административного ресурса и решение районного суда «какой-нибудь отдалённой станицы» спровоцирует тотальную блокировку всех агрегаторов в стране (так как невозможно заблокировать их работу только в одном регионе).
Представитель «Максима» отмечает также, что реально повысить качество и безопасность услуги можно, если обеспечить обмен информацией агрегаторов с полицией в режиме онлайн. Так службы заказа смогут сами отсекать кандидатов, которым не место в такси. «В других странах у нас есть такое взаимодействие с полицией. Технически мы к этому готовы», — сказал Шушарин.
Также он не увидел в тексте законопроекта норм об ответственности агрегаторов перед пассажиром, если таксист причинит вред его здоровью. Ведущие агрегаторы, не дожидаясь регулирования, сами разработали свои механизмы добровольной помощи пострадавшим в ДТП («Яндекс» страхует пассажиров, «Максим» создал фонд для выплат и т. д.).
«Такие инициативы отбросят рынок в прошлое, обнулив тем самым всё развитие отрасли за последние годы», — согласны в «Яндекс.Такси».
Как это всё скажется на пассажирах
Если все предложенные депутатами меры вступят в силу, это приведёт к росту цен на такси, уверяют агрегаторы и часть экспертов.
«Сейчас, чтобы отбить аренду автомобиля и заработать себе на жизнь, водитель вынужден работать 14–16 часов в сутки. Если мы сокращаем его рабочий до 8–9 часов, это неминуемо должно привести к повышению цен, иначе таксист не сможет работать, — рассуждает Александр Старовойтов. — И то, что стоило 100 рублей, будет стоить 150».
Председатель профсоюза водителей такси «Возрождение» Андрей Кудинов считает, что цены на услуги могут вырасти «в разы». Директор по исследованиям аналитической компании Discovery Research Group Александр Болтавин предположил, что повышение может составить 15–20%. Представители агрегаторов затруднились подсчитать, на сколько может подорожать такси.
По его словам, если агрегаторы берут на себя определение тарифов, они должны полностью отвечать за процесс перевозки. Если же вся ответственность лежит на водителях, то определять расценки должны они, говорит Шкуматов и добавляет, что законопроекту нужно более широкое общественное обсуждение.
Опрошенные «Секретом фирмы» эксперты отметили, что действенных рычагов, с помощью которых власти могли бы пресечь работу нелегалов, нет ни в текущем законодательстве, ни в предложенном.
Судя по тому, что новые правила разрабатывают в закрытых даже от членов транспортного комитета Госдумы кабинетах, вести диалог с отраслью власти не намерены. В этом можно увидеть попытку отгородиться от лоббизма. Но отрасль так быстро меняется благодаря технологиям, что без диалога с рынком угнаться за ней депутаты, кажется, не способны.
Источник: https://secretmag.ru/stories/taksiportaciya-v-ad-kak-passazhiry-rasplatyatsya-za-idei-deputatov.htm