Обязательные курсы подготовки таксистов, возможность самозанятым гражданам работать в такси и обеспечение свободного доступа пассажира к цифровому профилю водителя — эти и другие изменения вошли в проект закона о регулировании рынка таксомоторных перевозок, который подготовила рабочая группа при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества под председательством Людмилы Боковой. Сенатор рассказала «Парламентской газете» об основных положениях документа.
— Людмила Николаевна, с 2015 года в Госдуме находится отраслевой законопроект о такси. Над документом долго и кропотливо работали, однако уже готовый ко второму чтению вариант вызвал резкую критику Государственно-правового управления (ГПУ) Администрации президента. Там полагают, что принятие документа ограничит рынок агрегаторов такси и приведёт к росту цен. В чём отличие вашей версии закона?
— В нашем законопроекте мы постарались учесть все замечания, высказанные по проблеме такси в экспертном сообществе, в самой отрасли и, конечно, в Государственно-правовом управлении Администрации президента. Поэтому вала критики не боимся. Тем более что структуру отрасли мы особенно не меняем. Просто делаем так, чтобы такси было безопасно для пассажиров, находилось под контролем у государства и чтобы при этом не выросла стоимость услуг.Законопроект будет регулировать всю отрасль — от частника-одиночки до крупных таксомоторных парков и агрегаторов такси. Концепция документа заключается в том, чтобы максимально цифровизовать сферу, связанную с пассажирскими перевозками. В частности, появятся реестры водителей такси, их цифровые профили, которые будут открыты и доступны. Это сделает максимально прозрачной данный вид услуги.
Законопроект находится на финальной стадии подготовки и в скором времени будет внесён в Госдуму.
— Какие новшества он предлагает и что мешает внести его прямо сейчас?
— Это масштабный документ, в котором 87 страниц. Все предложения перечислять долго, но можно назвать наиболее значимые. Например, мы даём возможность самозанятым гражданам работать в такси. Позволим таксисту рассчитывать на соответствующее щадящее налогообложение. Закон, устанавливающий налог на профессиональный доход для самозанятых, вступил в силу 1 января 2019 года и действует пока в четырёх регионах. Самозанятые граждане платят налог в размере четырёх процентов от дохода при реализации товаров или услуг физическим лицам и шести процентов — ИП и юридическим через мобильное приложение «Мой налог» или в личном кабинете на сайте ФНС.
Также предлагаем ограничить количество разрешений для предоставления услуг такси в городах. Для этого следует исходить из формулы Х разрешений на 1000 жителей. При этом пока не можем определить оптимальное количество машин такси на душу населения. Собственно, это и есть та причина, по которой законопроект ещё не внесён. Мы всё ещё считаем.
— Возвращаясь к цифровому профилю водителя и реестрам, это как-то будет связано с порталом госуслуг?
— Совершенно верно, через него будет проходить идентификация и аутентификация пользователей. Каждый россиянин сможет посмотреть цифровой профиль таксиста, к которому он сел в машину. В профиле будет указана информация о личности водителя, его номер, когда и где работал и так далее. С появлением цифровых профилей таксистов, уверена, станет меньше хамства со стороны водителей, их неадекватного поведения на дорогах и нападений на пассажиров. Больше не придётся садиться в машину не понятно к кому и переживать, удастся ли доехать до конечной точки маршрута.
С появлением цифровых профилей таксистов, уверена, станет меньше хамства со стороны водителей, их неадекватного поведения на дорогах и нападений на пассажиров.
Также в целях повышения безопасности пассажиров и других участников движения документом предусмотрено через три года после его вступления в силу ввести специальные курсы для водителей такси. Это обязательная минимальная подготовка именно для тех, кто собирается работать в этой сфере. Сегодня, чтобы стать таксистом, водитель должен иметь права категории В и стаж как минимум три года. Предполагается, что только пройдя спецкурсы, таксист сможет подтвердить свою квалификацию или же должен уйти из отрасли. Всё это уже предусмотрено, например, для водителей автобусов. Требования по курсам для водителей такси ещё не разработаны и появятся отдельным подзаконным актом.
— Кстати, в проекте закона, который раскритиковали в ГПУ, предусмотрено, что работать в отрасли смогут только российские агрегаторы и водители. Что предлагается у вас?
— Гражданам СНГ не возбраняется работать таксистами в России, но опять же через три года после вступления закона в силу у всех перевозчиков должны быть российские водительские удостоверения. Для этого следует проработать механизм замены прав для граждан ближнего зарубежья. Сейчас такого механизма нет. Предполагается, что для замены документов иностранные граждане будут сдавать экзамены в ГИБДД.
Источник: https://www.pnp.ru/social/u-taksistov-mozhet-poyavitsya-cifrovoy-profil.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews