В Грузии назревает новая волна акций протеста, которая на этот раз тесно связана с социальной сферой, точнее, с доходами населения от такого бизнеса, как перевозка пассажиров на такси. А также переплетенные с этой сферой другие проблемы, которые возникли в результате введения властями Тбилиси новых правил парковки автомобилей, также ощутимо ударяющих по бюджету каждой рядовой грузинской (имеются в виду граждане Грузии, независимо от национальности) семьи.
Прежде всего, правительство столицы ввело в действие «новые регуляции» для такси, согласно которым все автомобили поделены на две категории по признаку цвета. Те, которые окрашены в белый цвет, продолжают свободно передвигаться по городу в поисках пассажиров, имеют специальные световые таблички и иные обозначения такси. И не имеет значения ни марка, ни иные показатели автомобиля, ни его «родной», заводской цвет. Лишь бы машина была перекрашена. А чтобы у водителей появился интерес к изменению цвета машины, были введены некоторые льготы, вплоть до бесплатной окраски автомобиля.
Таксисты долго и упорно протестовали против этой инициативы, поясняя, что если они перекрасят автомобиль в другой цвет, то при дальнейшей продаже прежде всего проиграют в цене, что им невыгодно. Были у водителей и другие причины, которые власть имущие сочли не слишком вескими и настояли на своем. С 1 октября ограничения вступили в силу.
Владельцы остальных, не белых автомобилей, отныне не могут размещать на стекле или на крыше автомобиля никаких опознавательных знаков и не имеют права брать пассажиров с улицы. Но им не запрещено сотрудничать с компаниями, которые занимаются бизнесом такси и раздают заказы зарегистрированным у них водителям. Правда, в случае такого сотрудничества конкретный таксист получает доход как минимум вдвое ниже того, что имел бы в случае самостоятельной деятельности. Но… власть неумолима.
Главной причиной, по которой правительство столицы решило остановить свой выбор на белом цвете такси, были названы «аналогичные регуляции, действующие в Европе». При этом, обращая взоры к странам ЕС, грузинские власти не учитывают той разницы, которая существует в доходах населения Грузии и стран Евросоюза, а также тех возможностей трудоустройства, которые существуют за границей и отсутствуют в своей стране.
По его информации, требования властей по прохождению обязательного технического инспектирования прошли 70% из зарегистрированных 26 тысяч автомобилей, а это значит, что остальные 30% не удовлетворяют даже минимальным техническим стандартам, в связи с чем вице-мэр выразил сожаление.
Он подчеркнул, что реформа такси на тех основных правилах и требованиях, которые вступили в силу с 1 октября, не остановится, и на следующих ее этапах будет обеспечено улучшение обслуживания в этой сфере. Правда, дальнейшие шаги, по словам вице-мэра, планируется сделать в течение последующих нескольких лет.
На вступление в силу требований к водителям такси не замедлила отозваться грузинская оппозиция. Одними из первых еще 1 октября протест выразили грузинские лейбористы, для которых социальная сфера — излюбленная тема брифингов и акций.
Один из активных лидеров этой партии, который перекочевал сюда из неправительственного сектора, Лаша Чхартишвили заявил, что реформа такси в Тбилиси фактически провалилась.
По его же информации, неперекрашенными остаются более 25 тысяч автомобилей, на которые отныне распространяются ограничения, а это значит, что правительство Грузии фактически лишает средств к существованию до 100 тысяч своих граждан. От имени своей партии Чхартишвили предупредил власти столицы, чтобы их службы не смели штрафовать таксистов-нарушителей, так как это обязательно обернется протестом и восстанием.
Не оставили без внимания тему реформы такси и лидеры «Европейской Грузии», которые посвятили ей специальный брифинг и определили эту реформу как ложную и провалившуюся.
По информации этой оппозиционной партии, действия мэрии Тбилиси оставили без работы и дохода более 30 тысяч водителей такси и соответственно — членов их семей. «Европейская Грузия» выделила три главных негативных последствия этой реформы, которые ведут страну к катастрофе.
По оценке оппозиции, все действия мэрии нацелены на то, чтобы поглубже залезть в карманы населения и выкачать оттуда последние деньги. В том числе пополнить собственный бюджет за счет штрафования нарушителей нового порядка в сфере такси. Штраф за перевозку пассажиров для владельцев не белых автомобилей составляет 200 лари. Для населения Грузии это значительная сумма, если учесть, что зарплата консультанта многочисленных сетевых супермаркетов в Тбилиси колеблется от 300 до 400 лари, 250−300 лари получает сотрудник службы охраны, а пенсия составляет лишь 200 лари. Оппозиция призывает власти Грузии одуматься и отменить все выписанные водителям такси в течение 1 октября штрафы, в противном случае грозится народным протестом.
Представляя новую систему, которая в дальнейшем будет распространена и на другие части города, вице-мэр Хмаладзе пояснил, что это лишь часть реформы транспортной системы Тбилиси, которая нацелена на освобождение города от пробок и уменьшение загрязнения воздуха.
Новая система — это и новые платежи. А также новые ограничения для водителей и оставшиеся без работы сотни тбилисских «стоянщиков». А значит, определенная экономия денег на определенной категории населения и взимание из бюджетов населения солидных сумм в виде штрафов в «столичный бюджет».
Столичная власть оставила льготы для инвалидов, владельцев электромобилей и жителей тех кварталов, где находится та или иная парковка. Для них стоянка автомобиля будет бесплатной, но для этого они должны пройти специальную регистрацию.
Отвечая на обвинения оппозиции в связи с вступившими в силу реформами, мэр Тбилиси Каха Каладзе заявил, что «Тбилиси не будет лишь городом джипов» и что непопулярные для оппозиции шаги на самом деле продиктованы интересами населения.
По его словам, нет такой реформы, которой были бы довольны все, поэтому в любом случае важно правильно расставить акценты.
Отвечая на обвинения оппозиции, мэр сообщил, что развитие дорожной инфраструктуры Тбилиси осуществляется на успешных примерах многих городов мира.
Отметим, что Тбилиси в последние годы действительно изнывает от обилия автомобилей, большая часть которых — дешевые, списанные за границей, но разрешенные для пользования в Грузии машины, от длинных пробок на дорогах в часы пик и не в пиковые периоды дня, от загрязненного автомобильными выхлопами, тяжелого столичного воздуха, всю пропитанность которого нездоровыми веществами особенно остро ощущаешь, прибывая в город из соседних поселков, где дышать намного легче и свободнее.
Проблема есть и требует решения, но насколько верно то, которое предлагает нынешняя власть населению сегодня, когда в Грузии иного реального источника дохода, кроме обслуживания туристов, перевозки пассажиров и торговли, а также строительства, фактически нет. Проблема состоит еще и в том, что ориентированные на «Европу» власти вводят «европейские стандарты» в стране, уровень жизни населения в которой слишком далек от «европейского». И тут возникает катастрофическое несоответствие, в результате которого у и без того отягощенного проблемами населения появляются новые проблемы. А когда проблем накапливается слишком много, срабатывает мина замедленного действия, и любая искра, брошенная оппозицией в толпу народа, может возыметь нежелательный для властей эффект.
Источник: https://regnum.ru/news/economy/2736731.html