Специалисты Роскачества подготовили рекомендации для пассажиров такси, как им избежать злонамеренного обмана или непреднамеренной ошибки со стороны водителя или агрегатора.
Двойная оплата
Приложения агрегаторов дают возможность оплачивать заказ картой, ее можно привязать в аккаунте, и деньги за поездку будут списываться автоматически. Однако списанная сумма не всегда совпадает с заявленной, отмечают в Роскачестве.
«Пример типичной ошибки — дважды списанная стоимость поездки. Справедливости ради нужно сказать, что чаще такие неприятности случаются по ошибке системы, а не по злому умыслу», — говорится в рекомендациях.
Специалисты советуют не привязывать карту к аккаунту в приложении и платить водителю такси наличными.
Если карта привязана к аккаунту, не стоит выходить из машины, не убедившись, что деньги списались один раз и сумма совпадает с той, что показало приложение. Если произошла ошибка, водитель станет свидетелем и сможет подтвердить произошедшее.
Длинный маршрут
Схема с увеличением маршрута встречается у частников, которые работают без приложения и обо всем договариваются с клиентами на словах.
Водитель может, например, «заблудиться» и свернуть не туда, тем самым удлиняя маршрут, или намеренно выбрать более длинный маршрут, аргументировав свой выбор тем, что так удобнее, если клиент не знает дороги, или быстрее, если в городе пробки. В результате поездки таксист назовет завышенную сумму.
Если пассажир знает маршрут, ему не следует соглашаться на отклонения от него. Необходимо заранее оговорить цену и дождаться подтверждения от водителя. Если в поездке меняется маршрут, пассажиру следует обозначить водителю, что он не будет платить больше оговоренной суммы.
Я ждала тебя, так ждала..
Длительное ожидание у большинства агрегаторов платное. Этим пользуются некоторые недобросовестные водители, отмечая прибытие на стартовую точку маршрута заранее, подчеркивают в Роскачестве.
В некоторых приложениях возможен обман другого типа: водитель приезжает, сообщает оператору, что прибыл, но клиента об этом не оповещает, дожидается конца бесплатного ожидания и только потом отмечает, что прибыл. В итоге клиент платит за «простой», который случился не по его вине.
Чтобы оспорить несправедливо списанные деньги, необходимо обращаться в службу поддержки агрегатора или службы такси. Зачастую подобные решения принимают в пользу клиентов, чтобы сохранить их лояльность. К тому же такие жалобы в адрес водителей фиксируются, и, если претензий становится много, водителя будут контролировать дополнительно.
Также следите за тем, когда именно водитель отметил, что прибыл на место. Если на карте показывается при этом, что машина еще в пути, сделайте скриншот. Если будете выяснять этот вопрос с водителем, постарайтесь записать ваш разговор. Для решения вопроса в частном порядке запись вполне подойдет.
«Подменный» водитель
Приложения агрегаторов сообщают клиентам, кто именно будет их водителем. Иногда для получения большей выгоды водители договариваются со «сменщиками», чтобы иметь возможность работать без перерывов на отдых или дать шанс заработать тому, кто по какой-либо причине не прошел отбор у агрегатора, отметили в Роскачестве.
Это не только обман работодателя, что, в сущности, может не волновать пассажира, но и дополнительный риск для пассажира, добавил в организации.
«Если водитель действительно не прошел проверку агрегатора, не подтвердил право управлять транспортным средством, не соответствует по здоровью, работал, но был уволен, поездка может быть опасной. К тому же призвать к ответственности агрегатор в случае проблем будет сложно, ведь за рулем не тот человек, которого нанимали, чтобы перевозить клиентов», — говорится в тексте рекомендаций.
Если пассажир обнаружил за рулем водителя, отличного от человека, которого показывает приложение, необходимо отказаться от поездки и сообщить агрегатору такси о случившемся. Даже если за ложный заказа возьмут деньги, их потом вернут, а работодатель разберется со слишком хитрым таксистом, сообщили в Роскачестве.
Доплата за перевозку детей, животных, крупногабаритный багаж
Для поездки с детьми или животными следует выбрать водителя, автомобиль которого оборудован специальными средствами — детским креслом, ковриками для животных, рассказали в Роскачестве. Однако иногда водители в конце поездки добавляют к этой сумме доплату, аргументируя это тем, что приложение не посчитало все надбавки. Такой вариант работает в том случае, если пассажир платит наличными и передает деньги водителю лично в руки.
Необходимо помнить, что итоговая сумма появляется сразу, а все попытки увеличить ее — это обман. Поэтому не стоит соглашаться на любые доплаты, особенно если о них говорят в конце поездки.
Автомобиль более низкого класса за большие деньги
Службы такси предлагают поездки на автомобилях разных классов, например «эконом», «комфорт», «бизнес». Этим пользуются некоторые водители, сообщили в Роскачестве.
При регистрации автомобиля они предоставляют поддельные данные, и это работает в том случае, если служба такси или агрегатор не проверяет все перед каждой сменой. По документам получается класс «комфорт», а по факту едва ли «эконом».
Если пассажир заметил, что приехал не тот автомобиль, который показало приложение, а транспорт явно не соответствует заявленному классу, стоит отказаться от поездки до того, как водитель отметил ее начало. О нарушении нужно сообщить в службу такси. Если с пассажира успеют списать какие-либо деньги, потом их вернут.
Ранее, 23 марта, в столичном департаменте транспорта сообщили, что в Москве в 2021 году самым распространенным нарушением правил дорожного движения среди такси стало пересечение сплошной линии разметки.
В свою очередь, 22 марта, специалисты Роскачества провели исследование приложений для заказа такси на смартфонах.
Согласно результатам исследования текущего года, пятерка лидеров почти не изменилась. Возглавили рейтинг лучших приложений по заказу такси «Таксовичкофф», «Яндекс Go» и «Ситимобил» на Android, а также «Яндекс Go», Maxim и «Таксовичкофф» на iOS.
Источник: https://iz.ru/1140957/2021-03-26/v-roskachestve-nazvali-rasprostranennye-skhemy-obmana-passazhirov-v-taksi