В этом году возможностей заработать у людей с инвалидностью по слуху стало больше. С января им официально разрешено трудиться водителями, в том числе такси. До этого медицинская комиссия выдавала допуск только к вождению личных автомобилей. Да и то если нет сопутствующих проблем с вестибулярным аппаратом, затрудняющих ориентацию, нарушений зрения и т.д. Корреспондент «Р» познакомилась с одним из первых в стране перевозчиков с ограничением по слуху, узнала, как у нас образовалась целая команда неслышащих водителей и нравится ли заказчикам «молчаливый» сервис.
В числе лучших
С Вячеславом Гринюком, потерявшим слух с детства, беседуем с помощью переводчика жестового языка Ларисы Рабощук. Человек он семейный. У жены и двоих детей — пяти и шести лет — тоже инвалидность по слуху. После окончания столярного училища зарабатывал на жизнь чистильщиком на автозаводе, печатником на предприятии общества глухих «Виток», токарем на станке с ЧПУ на тракторном. А сейчас в свои 35 он директор, совладелец транспортного предприятия, являющегося официальным партнером электронного сервиса по поиску перевозчика. В подчинении — около ста неслышащих водителей по всей стране.
Два года назад Вячеслав впервые попробовал себя в качестве перевозчика. Тогда в стране появилась новая онлайн-платформа по заказу автомобилей. Узнав о том, что информационный сервис сотрудничает и с опытными неслышащими владельцами личных автомобилей, решил предложить свои услуги. Права Вячеслав получил еще в 18 лет — благодаря поддержке Белорусского общества глухих, организовавшего курсы вождения в сопровождении сурдопереводчика. Водил аккуратно, за 17 лет в ДТП не попадал. Открыл свое ИП по перевозке, и его подключили к сервису. По итогам работы за год он и еще один неслышащий водитель вошли в число 24 лучших водителей сервиса. Наравне со слышащими.
Тем временем Белорусское общество глухих уже вносило предложения по поводу расширения сферы пользования транспортными средствами для инвалидов по слуху. И рабочая группа, куда входили представители Минздрава и ГАИ, пришла к выводу, что весомых оснований отказать в праве водить, чтобы заработать, нет.
— Какая разница — водитель благополучно возит себя, свою семью, друзей, знакомых или кого-то постороннего? Она несущественна, — считают в БелОГ. — Ответственность за безопасность любого пассажира все равно остается. И если у человека с ограничениями по слуху есть водительские права, опыт и желание рулить, почему он не может заработать на хлеб вождением?
Приложение в помощь
Вячеслав протягивает смартфон: на дисплее открыта карта города, на которой мигает значок вызова. Чтобы неслышащий мог своевременно отозваться на сигналы системы, мобильное приложение адаптировано для слабослышащих и глухих — звуковые маркеры заменены на вибро с миганием. А вместо того чтобы звонить по телефону, водители пользуются чатом. Тот, кому адресовали заказ, нажимает значок «принять», а по прибытии на место — значок «на месте». Сумма оплаты тоже высвечивается на экране. Речевое общение, как видим, не требуется. А если и возникнет в этом необходимость — помогут блокнот, который, как правило, всегда под рукой у водителя, вайбер или смс.
Кстати, онлайн-сервис по поиску перевозчика всегда пре-дупреждает клиента о том, что на вызов приедет водитель, который не слышит. Правда, заказчики часто пропускают это уточнение. Садятся в машину и, обращаясь к тому, кто за рулем, по привычке начинают что-то громко говорить. Не сразу замечают и обозначения на сиденьях, табличку, на которых изображено перечеркнутое ухо.О том, с какой реакцией приходилось сталкиваться неслышащим водителям, Вячеслав говорит с юмором:
— Люди пожилого возраста иногда делают такое лицо, будто перед ними какой-то диковинный зверь. И я понимаю: в представлении старшего поколения неслышащие дома сидят или, в лучшем случае, крутят гайки на спецпредприятии среди себе подобных. А там, где люди со слухом, они работать не способны.
Недоумение не столь редкая реакция клиентов и на периферии, констатирует Вячеслав. Чем дальше в глубинку, тем сильнее устаревшие представления об инвалидах по слуху. Но большинство клиентов все же вполне адекватно воспринимают молчаливый сервис, особенно молодежь, а некоторые даже проявляют повышенную доброжелательность и участие. Нередко после поездки они оставляют не только хорошие отзывы, но и просьбы, чтобы в следующий раз услугу оказал именно неслышащий.
А что делать водителю, если клиент пьян и ведет себя агрессивно? Неслышащий не сможет позвать на помощь и вызвать милицию по телефону.
— Изредка, но, к сожалению, подобные инциденты бывают, — констатирует Вячеслав. — Нас выручает то, что в Минске работает круглосуточная служба приема сообщений для людей с нарушениями слуха. Дежурный сурдопереводчик срочно звонит в милицию. Связаться с центром приема сообщений водитель может быстро — по видеосвязи или текстовому чату.
Репутация — самое главное
Насколько успешно справляются неслышащие водители со своими задачами по перевозке пассажиров? В пресс-службе онлайн-сервиса «Яндекс.Такси» засвидетельствовали: рейтинг, который составляется по оценкам клиентов, у глухих и слабослышащих, как правило, высокий. Вячеслав объясняет это стремлением особенных водителей к тому, чтобы их воспринимали как полноценных и равноправных игроков на рынке водительских услуг.
— Мы очень дорожим своей репутацией, — говорит Вячеслав Гринюк. — Завоевать ее тяжело, а для того чтобы потерять, достаточно одного прокола.
В команде Вячеслава Гринюка не только неслышащие водители из Минска, но и из всех областных городов, а также Барановичей, Борисова, Мозыря, Речицы. Им от 23 до 63 лет. Могли бы быть и старше, но в таком возрасте люди, как правило, с трудом осваивают мобильные сервисы.
Требования при приеме на работу такие же, как у слышащих водителей: водительский стаж не менее трех лет, владение интернет-программами с наличием смартфона с мобильным приложением, допуск медицинской комиссии к вождению с правом найма. Плюс прохождение испытательного срока. Был случай, когда из-за неаккуратного вождения одному соискателю пришлось отказать в трудоустройстве.
— По сравнению с другими категориями инвалидов проблема занятости для неслышащих не столь остра. Из 5 тысяч белорусов с ограничениями по слуху работают 90 процентов. 2 тысячи из них трудятся на предприятиях общества глухих — делают водогазозапорную арматуру, мебель, комплектующие для крупных столичных предприятий, шьют обувь и одежду. Средняя зарплата — 600—700 рублей. Надо признать, она не всех устраивает, особенно молодежь, вот они и стремятся либо подработать, либо сменить профессию.
То, что из перечня медицинских противопоказаний к управлению автомобилем с правом найма на работу убрали заболевания органов слуха, — это, безусловно, шаг вперед по расширению прав людей с инвалидностью по слуху. При этом неслышащие могут водить только автомобили категорий А и В, а, например, спецавтомобили — милиции, скорой помощи, МЧС — нет.
Водителей с нарушениями слуха на предприятиях Белорусского общества глухих пока нет. Но можно предположить, что это дело времени.
ФАКТ
До выхода постановления Минздрава, сократившего число противопоказаний к вождению автомобилей, были подключены к онлайн-сервисам и оказывали услуги перевозчика не более двадцати человек с ограничениями по слуху.