Первый спикер — Артём. Он живёт в Челябинске, ему 25 лет, и раньше он работал курьером на личном Рено Логан. Но в такси работать оказалось выгоднее, и с недавних пор Артём работает там. Да и график в такси получается относительно свободным. Плюсом работы он считает гарантированный заработок.

Андрею 28 лет, и он застал те времена, когда в Челябинске можно было “поймать” машину взмахом руки. Таким нехитрым способом он находил клиентов до 2013 года, пока не подключился к службе “Максим”, а в 2016 году — к “Везёт” (на тот момент — “Лидер”).

Юрий Михайлович — таксист из Екатеринбурга. Несмотря на свои 54 года он уже пенсионер — бывший военный. Стаж в такси — три года. Кроме того, у него есть и вторая машина, которую он сдает в аренду. Говорит, что заработок получается неплохим. Настолько неплохим, что в планах есть покупка еще одного автомобиля для сдачи в аренду такси и даже — переезд на дачу.

Наталья — из того же города, всю жизнь работала в торговле, а сейчас держит небольшой магазинчик. Последние четыре года приходится подрабатывать в такси. Личным преимуществом считает умение общаться с людьми, ну а жители города до сих пор удивляются женщине-водителю.

Игорь из Перми начал подрабатывать в такси ещё в 2011 году, как только получил водительское удостоверение. А с 2015 по 2017 год работал и вовсе профессионально — управляющим таксопарка с лизинговыми автомобилями.

Челябинск​

Начнём, пожалуй, с Челябинска (тут должна быть шутка про суровых челябинских таксистов, но её не будет). Какие службы здесь популярны и чем они нравятся таксистам? Или не нравятся, что тоже важно.

Комиссия Яндекс.Такси (совместно с присоединившимся к нему Uber) составляет немалые (даже рекордные) 22% с учетом комиссии таксопарка. Кроме того, водитель не знает конечный адрес поездки. Есть ещё один важный, но не совсем понятный момент: почему-то именно здесь пассажиры любят очень часто необоснованно жаловаться на водителей.

Преимуществом “Максима” считают только одно — удобные и “жирные” предварительные заказы в аэропорт или по междугороднему маршруту.

Недостаток службы, по словам водителей, несколько противоречив: мало машин и мало клиентов. То ли клиентам машин не хватает, то ли машинам — клиентов. Андрей из Челябинска отмечает, что заказов в “Максиме” в 2019 году стало намного меньше, чем, например, в “Везёт”. По его мнению, последнего оператора заметно потеснил Яндекс.Такси. Зато приложение “Максима” некоторые водители считают наиболее эргономичным, отличающимся большим количеством гибких настроек и возможностью чата с оператором, пассажиром и другими водителями. Кроме того, водитель может по просьбе клиента изменить заказ с пересчетом цены без звонка оператору.

В числе преимуществ сервиса “Везёт” (который раньше назывался “Лидер”) указывают меньшую, чем у Яндекс.Такси, сумму комиссии 15%. Есть и другие приятные “фишки”. Так, почти всегда заказы оплачиваются наличными деньгами. Водитель видит конечный адрес перед началом поездки, а заказов тут обычно много. Можно выбрать радиус получения заказа, чтобы работать, например, только в своём районе. Или брать заказы по пути с работы домой — похожая функция есть в Яндексе, но там её можно включить один раз в сутки, а у “Везёт” она работает без ограничений.

Кстати, и пассажиры тут тоже более лояльны к водителям: редко отменяют заказ и не жалуются в поддержку. Вот только в “Везёт” часто приходят заказы с бренда Mini, а это — один из самых дешевых сервисов такси в городе. И ещё одно важное замечание о “Везёт”: в его приложении есть функция “тревожной кнопки” для водителя, которой не хватает многим таксистам в других службах.

Вполне логично, что оптимальной связкой для тарифов “комфорт” и “бизнес” таксисты Челябинска считают Яндекс.Такси, а для “эконома” — Яндекс с Uber и “Везёт”.

Конечно же, в Челябинске у таксистов есть и свои сложности. Например, на северо-западе и в центре города часто бывают пробки — там работает основная часть населения. И вместе с тем Артём, например, старается не брать заказы в отдаленные районы — ЧМЗ (Металлургический район), Ленинский район и АМЗ (поселок в составе Советского района).

Екатеринбург

Яндекс.Такси в Екатеринбурге работает с весны 2015 года. Здесь комиссия составляет 17% плюс комиссия автопарка (в среднем 5%). Несмотря на то, что самый низкий тариф для пассажира у Uber (79 руб. за семь минут и 3 километра поездки), водители считают, что наиболее дешевое такси для пассажиров — “Везёт”.

Вместе с тем водители Яндекс.Такси ценят доплату агрегатора до минимальной стоимости (минимальная оплата работы водителя — 100 рублей ночью, 160 рублей в часы пик,в остальное время — 120 рублей), повышающие коэффициенты и заказы, приходящие по цепочке, благодаря которым водителям не приходится “коптить небо” на вынужденных простоях. Кстати, в “Везёт” похожая ситуация с цепочкой заказов, но работает система не так идеально.

Водители Екатеринбурга солидарны со своими коллегами из Челябинска по поводу важного недостатка Яндекса — тут нет возможности увидеть конечный адрес заказа. Да и такая же высокая комиссия им, конечно, тоже не по вкусу. Кроме того, тут нельзя отказаться от заказа.

Компания “3101010” (она же — “Три Десятки”, Транспортная компания Три Десятки, холдинг DRL Group) — самая первая компания в городе, которая открылась в 2007 году. У “десяток” свой автопарк, водители на автомобилях компании работают официально трудоустроенными.

Комиссия составляет 15%. А если машина брендированная, то можно рассчитывать ещё и на приоритет, и на скидку в 20% на безлимиты. Ещё одна приятная “плюшка” для водителей брендированных машин — возможность видеть конечный адрес поездки.

Важным преимуществом “3101010” называют высокую стоимость минимального заказа — 3 км стоят 130 рублей, тогда как у конкурентов — от 100 рублей. Сами клиенты тут обычно более возрастные и надёжные. Вот только их не слишком много, поскольку поездки на этом такси обходятся дороже, чем у конкурентов.

Водители Екатеринбурга хвалят “Везёт” в первую очередь за комиссию, которая ниже, чем в Яндекс.Такси. Тут всегда можно посмотреть адрес конечной точки (который основные конкуренты скрывают), можно без последствий отказаться от любого заказа, есть возможность просто кататься в том районе, где нет пробок. Также в плюсы попало наличие выгодных безлимитов, которые получаются дешевле, чем у конкурентов, и несколько вариантов продолжительности безлимитов (3 часа, 15 часов, 24 часа, 7 дней и 15 дней). Кроме того, в “Везёт” при выполнении определенного количества заказов начисляются денежные средства на позывной. А если машина брендирована, то можно получать приоритетные заказы. Ещё один важный момент — наличие официальных офисов, куда всегда можно прийти и решить свои проблемы, глядя в глаза, или просто пообщаться с другими водителями.

Само собой, не обошлось и без недостатков. Например, водители считают, что тут низкая стоимость заказов и нет компенсации за отказ клиента. Впрочем, про низкую стоимость заказов — вопрос спорный. Цены вполне конкурентные, но у водителей в голове остается ассоциация с дешевым такси (хотя, что дёшево для клиента, не всегда дёшево для водителя). Кроме того, некоторые водители считают недостатком бесплатное ожидание в течение пяти минут. Например, у Яндекс.Такси оно меньше и составляет всего две минуты.

А вот сложности, которые испытывают водители такси в Екатеринбурге, вполне типичны и для других городов. В час-пик обычно весь центр стоит в пробках (приблизительно с 17.00 до 22.00), а во многих новых жилых комплексах территорию огораживают и ставят шлагбаумы. А значит, здесь уже и во двор заехать проблематично, и припарковаться там вообще нереально, из-за чего периодически возникают конфликты с пассажирами.

Пермь

Вот, что говорит Игорь об основных операторах в Перми: “В настоящий момент в крае выступают два крупных оператора — «Везёт» и «Перемен» (ТапТакси), но большая часть рынка остаётся за Яндекс.Такси (вместе с Uber — прим. ред). “Везёт” и “Перемен” в основном продают лояльные «смены» по фиксированной сумме (150-300 рублей) либо берут процент от заказа. Яндекс просит 23% от заказа”.

Тут вопросов к операторам, особенно к Яндекс.Такси как наиболее популярному, много.

Во-первых, большая комиссия — уже озвученные 23%. Во-вторых, Яндексу практически невозможно доказать факт отсутствия оплаты от клиента, а в бан таких «бегунов» ставят неохотно. Все возникающие с этим проблемы автоматически становятся проблемами водителя. В-третьих, Яндекс выводит деньги водителям через своих партнёров, которые берут свои 5% (правда, они входят в те самые 23%).

Сложности в работе пермских таксистов разные. Классика — своя “мафия” в аэропорту и на вокзалах — те самые люди, которые встречают вас с поезда или самолёта и предлагают услуги по завышенной цене. Есть проблемы специфические, обусловленные географией: Пермь — город длинный, узкий и с разбросанными районами. Перевод поездок в километраж часто вызывает вопросы. Все агрегаторы “лагают”, так как часто в промежутках между районами бывают перебои с интернетом, вследствие чего некорректно рассчитывается километраж и время в пути. Обычно операторы не слишком любят разбираться в этих проблемах, делегируя их решение водителям.

А что с деньгами?

Так сколько в итоге может заработать уральский таксист? Средние цифры получаются следующими.

В Екатеринбурге на своем автомобиле за десятичасовую смену можно выполнить 30-35 заказов и заработать пять-шесть тысяч руб. Вычитаем из этой суммы комиссию агрегаторам, стоимость бензина, амортизацию автомобиля и прочие расходы, и в итоге “чистыми” остается примерно половина.

В Челябинске считают, что многое зависит от сезона: с сентября по май заказов много, особенно зимой. В этот период водители “Везёт” и Яндекс.Такси вместе с Uber зарабатывают в среднем 70-80 тыс “грязными” (при условии работы и в выходные). У остальных агрегаторов сумма получается ниже — около 30-50 тыс. То есть на руки получается приблизительно 35-40 тысяч в такси “Везёт” и Яндекс, а в остальных — от 15 до 25 тысяч.

Пиковые недели спроса бывают в сентябре-октябре, когда начинаются первые заморозки, и автолюбители озабочены сезонной сменой шин, и на протяжении всего декабря. А вот в мае и летом все уезжают из города, поэтому заказов становится меньше.

В Перми петербургским таксистам, наверное, даже завидуют. В 2015 году водители, работающие сутками, получали за выходные в среднем 5500-7000 оборота. Отсюда вычитается аренда, ГСМ, программа, в итоге на руки водителю оставалось 2200 — 3700 рублей. В 2018 выручка за выходные сократилась до 5600 (в лучшем случае). Расходы на программу агрегаторов, на ГСМ и обслуживание выросли, а ценник на услугу пропорционально не растет. В итоге реальная доходная часть сократилась процентов на 25.

На чём поедем?

По большому счету наиболее популярные в такси машины те же, что и в Питере: Hyundai Solaris, Volkswagen Polo, Kia Rio, Skoda Rapid, Renault Logan, Lada Vesta. У таксопарков и агрегаторов есть строгие требования к автомобилям, поэтому автохлама в городах мало. Отечественных машин тоже не очень много, около 15%. Правда, в Перми чуть выше ценится Largus: он менее притязателен, крепок, с большим объёмом, а запчасти стоят дешевле, чем на Logan2 или Vesta. Кроме того, у многих операторов Ларгусы проходят под тариф «Комфорт» наравне с Вестой, Солярисом и Поло (Гранта туда не попадает).

Кто ездит на такси?

Портрет пассажира составить трудно: на такси теперь ездят все. Молодежь — в институты и на работу, бабушки — в поликлиники, мамы с детьми — в магазины. Главное, найти общий язык с клиентом, а клиенту — постараться научиться уважать труд водителя. Яндекс.Такси чаще пользуется молодежь, “Везёт”пользуются люди среднего возраста (от 30 лет). И конечно же, никто уже не ловит машину взмахом руки: в век технологий и приложений поездки “от бордюра” стали крайне редким исключением.

А вот про неадекватных клиентов вспомнили только водители из Челябинска. После 10 вечера таких становится заметно больше, особенно в службах ультрабюджетных дочерних брендов «Поехали» у “Максима” и Mini у “Везёт”.

Почём стоим?

В Питере у таксистов есть одна своя проблема: стоять обычно можно только на платных парковках. До Урала узаконенные платные парковки пока не добрались. Но это почти не радует: в Екатеринбурге, например, проблема с парковками стоит очень остро. Здесь иногда просто встать негде.

А вот пермским таксистам, в отличие от петербургских, пока везёт с аэропортом: можно заезжать раз в 15 минут (напомним, что в Питере после выезда с территории аэропорта в следующий раз можно заехать только через полчаса). Впрочем, на этом их везение заканчивается.

Дальше — больше

На этом мы не заканчиваем наш цикл и обязательно продолжим виртуальное путешествие по городам и регионам России. Напоминаем для наших читателей: если вы сами работаете в такси или у вас есть такие знакомые, напишите нам на antti@kolesa.ru, и мы включим ваше мнение в публикацию.

Источник:https://www.kolesa.ru/article/vsya-ta-zhe-mafiya-i-passazhiry-lyubyashchie-zhalovatsya-kak-zhivetsya-taksistam-na-urale