Американский агрегатор такси Lyft зарегистрировал в России товарный знак. Это может говорить о планах компании вскоре выйти на новый рынок, считают некоторые опрошенные «Известиями» эксперты. Впрочем, юридическое лицо в России пока не зарегистрировано, обращают внимание другие. Если агрегатор всё же заработает в нашей стране, то его появление может изменить баланс как в конкретных городах, так и на рынке в целом, считают специалисты.
Агрегатор подал знак
В реестре российских товарных знаков на сайте Федерального института промышленной собственности (ФИПС) появилась информация о регистрации товарного знака Lyft. Агрегатор подал заявку 27 января 2020 года, а 25 июня она была одобрена. Товарный знак зарегистрирован в нескольких категориях Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Это в том числе «загружаемое программное обеспечение для использования в координации транспортных услуг» и «транспортные средства».
Lyft — это американский сервис такси. Это второй после Uber игрок на рынке США. На долю Lyft в Штатах приходится 29% поездок, оформленных через сервисы райдшеринга (совместное использование частного автомобиля с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков. К ним себя относят и Uber, и Lyft), а на долю Uber — остальные 71%, свидетельствуют данные американских аналитиков по итогам сентября. Основа бизнес-модели обеих компаний — привлечение водителей со своим транспортом как индивидуальных предпринимателей.
В качестве лица для переписки на сайте ФИПС указан партнер международной юридической фирмы Gowlings WLG и президент Палаты патентных поверенных РФ Александр Христофоров. В разговоре с «Известиями» он подтвердил, что подавал обсуждаемую заявку.
— Безусловно, это (регистрация товарного знака. — «Известия») говорит о заинтересованности компании в российском рынке, — сказал Александр Христофоров.
Также процедура нужна для защиты товарного знака от использования другими компаниями и «подготовки почвы для дальнейшего вхождения на рынок», сказал он. О конкретных планах компании по запуску в России эксперту ничего не известно.
Lyft на запрос издания не ответил. Однако при загрузке официального сайта компании из России ресурс автоматически переключается на русский язык. Родной язык пользователи рунета могут увидеть во многих разделах, но самый главный — поездки — не переведен. Мобильное приложение на Android и на iOS тоже работает на английском.
Регистрация товарного знака не обязательно связана с планами по выходу компании на рынок какой-либо страны, считает руководитель центра компетенций Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус.
— Как правило, о серьезности намерений говорит регистрация юридического лица в России, участие представителей компании в профильных мероприятиях — форумах, конференциях участников рынка, — сказал эксперт.
Ни того, ни другого за Lyft замечено не было, добавил он.
В ожидании
Интерес компаний вроде Didi (китайская компания, предоставляющая в том числе услуги такси, аренды авто, райдшеринга) и Lyft — показатель большого потенциала российского рынка такси, считают в ГК «Везет». В том числе и регионального, где сервисы заказа легковых автомобилей становятся альтернативой общественному транспорту, сказали там.
— Выход на новый рынок подразумевает большие бюджеты. Поэтому приоритеты Lyft будут сосредоточены на том, чтобы завоевать на нем свою долю. Этот процесс может изменить баланс условий как в конкретном городе, так и на рынке в целом. Мы, безусловно, будем внимательно следить за деятельностью нового игрока, — заявила представитель пресс-службы «Везет» Юлия Варламова.
Конкуренция на рынке способствует развитию всей таксомоторной отрасли, сказали в «Ситимобил». Однако модели работы сервисов вроде Lyft в США и в России отличаются, обратили внимание в компании.
— В России в крупных городах водители преимущественно берут автомобили в аренду у таксопарков, а не используют свои личные — такая модель распространена в США, основном рынке работы Lyft, — объяснили в «Ситимобил».
В «Яндекс.Такси» и BlaBlaCar воздержались от комментариев.
Трудности перевода
Lyft, как и Uber, называет себя райдшерингом. Для клиента между таким сервисом и такси большой разницы нет — в любом случае машина приедет вовремя и отвезет куда надо. Но «под капотом» эти бизнесы сильно отличаются. Например, традиционное такси подразумевает наличие таксопарка и команды трудоустроенных водителей. Райдшерингу же не обязательно иметь свои автомобили. Эти сервисы позволяют любому человеку с машиной зарегистрироваться в мобильном приложении, став таксистом.
Изначально под райдшерингом подразумевались обоюдно выгодные поездки. Пассажир открывал приложение, указывал пункт назначения, а алгоритм искал водителя, которому было бы удобно подвезти клиента. Но отношение к этой бизнес-модели быстро изменилось. Сегодня шоферы не идут в Uber или Lyft с мыслью просто подвезти кого-то. Они регистрируются в этих сервисах, чтобы работать таксистами.
В России же аналоги Uber и Lyft вроде «Яндекс.Такси» и «Ситимобил» принято называть агрегаторами такси. Хотя эти компании тоже позволяют водителю с авто подключиться к системе распределения заказов, чаще они полагаются на партнерство с таксопарками.
Райдшерингом же в России изначально назывались компании вроде BlaBlaCar. Такие сервисы действительно предлагают пассажирам и водителям совместные поездки типа «автостоп». Однако в последнее время, чтобы избежать путаницы, BlaBlaCar всё чаще предпочитает именовать себя карпулингом.
Особенности национальной езды
Одной из главных трудностей для нового сервиса может стать перенасыщенность рынка в крупных городах, говорят эксперты. Неотъемлемой частью старта для Lyft должен стать демпинг (снижение цен для вытеснения конкурентов), считает главный редактор «Бюро Икс», эксперт по вопросам городского транспорта и инфраструктуры Роберт Ян. Причем занижать цены нужно долго, чтобы к новичку привыкли и клиенты, и водители, полагает он. Однако такая стратегия потребует больших денежных вливаний, что может стать проблемой.
— Агрегатору необходим стратегический партнер или мощный инвестор в России. Я о таких не знаю, но могу предположить, что компания в поисках такого компаньона, — рассуждает эксперт.
Пока кроме США Lyft работает только в Канаде, обратил внимание Роберт Ян. Но и там сервис доступен не во всех городах.
В России же действуют нетипичные правила для агрегаторов, отметил эксперт. Так, в столичном регионе они обязаны передавать в ЦОДД (Центр организации дорожного движения) правительства Москвы данные об автомобилях и водителях. В конце года будет введен в промышленную эксплуатацию «Цифровой профиль водителя такси».
Поэтому Lyft логичнее заходить в Россию через регионы, считает Роберт Ян. Удачным решением может быть покупка местного игрока, который хорошо представлен за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, полагает он.
Новичкам не везет
Впрочем, стратегия по интеграции в регионы может оказаться выигрышной лишь отчасти. В этом году зайти в Россию, минуя столицы, попытался китайский агрегатор Didi. В августе сервис запустился в Казани, а до конца года пообещал появиться в Москве и Санкт-Петербурге.
Однако конкуренты утверждают, что дела у китайцев идут неважно.
— Мы видим, что водители не проявляют большого интереса к этому игроку (по крайней мере мы не заметили оттока среди наших партнеров), поскольку заявленная Didi низкая комиссия уже сейчас значительно выше, — рассказали в пресс-службе «Ситимобил».
Также в компании не заметили критических изменений в спросе на поездки в Казани.
Didi на момент публикации материала комментарий не предоставил.
Источник: https://iz.ru/1076417/roman-kildiushkin/vyzov-priniat-vyidet-li-na-rossiiskii-rynok-taksi-novyi-igrok