Общественный транспорт всегда оставался для маломобильных граждан практически неприступной зоной. Спуститься в метро колясочнику или воспользоваться такси незрячему человеку — огромная проблема. В Москве созданием доступной среды занимаются уже многие годы, и дело сдвинулось с мертвой точки. Например, в подземке инвалидам помогает перемещаться целый спецотряд, а социальное такси довезет до дома даже с собакой-поводырем.

Хозяин, едем?

Для незрячих собака-поводырь — это не просто друг, а буквально дорога в большой мир. Животное официально считается техническим средством реабилитации наряду с коляской, костылем или протезом. Собаку учат в специальных школах, и перемещение на общественном транспорте — отдельный и чуть ли не самый сложный курс. Как не растеряться в толпе на платформе, безопасно подвести хозяина к автобусной двери, выбрать место в салоне? Все это отрабатывается на тренировках.

Единственная проблема — другие пассажиры, которые так и норовят погладить или покормить животное. «Приходится им объяснять, что это отвлекает собаку. Она не на прогулке, а на работе. Нужно быть начеку», — говорит незрячая Наталья Кузнецова. Ее проводник по кличке Флай уже буквально выучил всю Москву и не раз спасал жизнь хозяйке. «Недавно во дворе Флай резко отдернул меня в сторону, и через секунду там, где я стояла, на огромной скорости пронеслась машина», — рассказывает женщина. В автобусы, трамваи, троллейбусы и метро с собакой всегда пускают, но могут проверить специальный документ — паспорт собаки-проводника. По словам Кузнецовой, очень хорошей идеей было оборудовать местами для поводырей электробусы. Не нужно думать, где пристроить собаку. Правда, признается незрячая, в переполненном салоне толку от этого новшества мало — к нему все равно не подобраться.

А вот с такси проблемы посерьезнее. Большинство водителей просто отказываются везти животное или требуют дополнительную плату. В итоге для них в Москве решили провести семинар, где и объяснили все тонкости взаимодействия с особенными клиентами. Первое занятие организовали для водителей городской службы социального такси, а в будущем лекции планируется проводить и в частных таксопарках. «Отказ в бесплатном провозе собаки-проводника — нарушение федерального законодательства. При этом, чтобы обслуживать такие заказы, нужно знать определенные правила», — говорит замдиректора учебно-кинологического центра «Собаки — помощники инвалидов» Элина Почуева.

Первое — помочь незрячему найти машину. Водитель должен выйти из автомобиля, подойти к человеку, коснуться его руки или плеча, представиться и спросить, вызывал ли он такси. После этого осторожно проводить до машины. Далее следует узнать, как незрячему будет удобнее расположиться с собакой. Есть несколько вариантов. Животное может сесть спереди у ног незрячего или на полу сзади. Тогда переднее сиденье лучше отодвинуть максимально вперед, чтобы собаке не было тесно. Третий и самый предпочтительный вариант — расстелить для животного подстилку на заднем диване. Когда человек будет расплачиваться, то сумму сдачи обязательно надо проговорить. Также важно помочь сориентироваться незрячему после окончания поездки.»А что если у следующего клиента аллергия на шерсть?» — буквально хором спрашивают несколько таксистов. «Такие заказы бывают нечасто, так что придется сделать химию салона после поездки», — отвечает Почуева. При этом самим незрячим помимо подстилки рекомендуют носить с собой специальный чистящий ролик, чтобы убрать шерсть своего проводника с сидений.

Помогут под землей

Чтобы инвалиды могли свободно пользоваться московским метро, уже несколько лет работает Центр обеспечения мобильности пассажиров (ЦОМП). Как рассказали «РГ» в пресс-службе столичной подземки, только в этом году инспекторы центра сопроводили 90 тысяч маломобильных граждан, а за шесть лет помощь получили уже почти миллион пассажиров. Они становятся проводниками для людей с нарушения слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата. «Центр сопровождает по всему маршруту следования — от входа и до выхода со станции, а также до культурных и социальных объектов. Всего у ЦОМП более 90 социальных маршрутов, которые выходят за пределы метрополитена. Самые востребованные из них — поездки до храма Вознесения в Сокольниках, школы-интерната на «Алексеевской» и Российской академии искусств», — сообщили «РГ» в пресс-службе.

А чтобы пассажирам на инвалидных колясках было удобнее перемещаться по лестницам, для ЦОМП закупают специальные подъемники. Сейчас в арсенале центра уже 12 таких устройств.

Источник: https://rg.ru/2019/10/22/reg-cfo/voditelej-socialnogo-taksi-v-moskve-nauchili-obrashchatsia-s-sobakami-povodyriami.html

Добавить комментарий