Наше исследование рынка такси, которое мы анонсировали не так давно, мы начали с родного города для Kolesa.ru. Когда-то мы начинали как региональное издание, и хотя сейчас редакция разбросана по трём странам, мы питаем к Питеру сентиментальные чувства. Сколько зарабатывают питерские таксисты, какие машины предпочитают, что их больше всего бесит, и какой агрегатор самый выгодный?С кем говорим?​

Сегодня у нас четыре спикера. Все они работают сразу с несколькими агрегаторами — мы специально искали именно таких респондентов, чтобы их взгляд на жизнь и профессию не был искажён издержками “монобрендовой” работы.

СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ, 49 ЛЕТ

Автомобиль: Lada Vesta 2016 года, куплена новой в кредит

Стаж в такси: 21 год, начинал в эпоху, когда клиентов брали или от диспетчера, или “с бордюра” (то есть, конечно, с поребрика)

Избранные цитаты: 

“Я свободная птица. Захочу — уйду и буду больше зарабатывать, но пока не хочу”.

“Если, как я, таксовать 20 лет, уже знаешь все тонкости — в какое время какую программу использовать и где клиента пожирнее искать”.

ВИТАЛИЙ, 26 ЛЕТ

Автомобиль: Kia Rio 2018 года, предоставлена парком

Стаж в такси: 4 года, с первого дня работал только с агрегаторами

Избранные цитаты: 

“Не собираюсь связывать свою жизнь с такси”

“Rio мне нравится — хорошая машина, надёжная. Но так я вообще BMW тройку себе буду брать”

СЕРГЕЙ, 34 ГОДА

Автомобиль: Renault Duster 2013 года, куплен подержанным 2 года назад

Стаж в такси: 7 месяцев

Избранные цитаты: 

“Пока ищу нормальную работу, временно кантуюсь — надо кормить семью”

“В такси нормальные деньги заработать можно, но надо колесить сутками. 120 000 тысяч в месяц не надрываясь?! Ну не факт”

НИКОЛАЙ, 31 ГОД

Автомобиль: Ford Focus, взят в аренду у парка

Стаж в такси: 2 года

Избранные цитаты:

“Меньше 12 часов на линии быть невыгодно. В пятницу и субботу может быть и 14-16 часов”.

“Работать так много — не так сложно как кажется. Ты вышел из дома и работаешь — не надо тратить время на дорогу”.

“По доходам у меня получается примерно 46-50к в месяц чистыми”.

Какие машины популярны в петербургском такси

Мы не проводили статистически достоверного анализа, однако по версии наших респондентов топ-6 машин для такси в Питере выглядит так:

  • Hyundai Solaris
  • Volkswagen Polo
  • Kia Rio
  • Skoda Rapid
  • Renault Logan
  • Lada Vesta

Это то, что касается самого популярного класса “Эконом”. В “Комфорте” традиционно лидирует четвёрка популярных седанов С-класса: Octavia, Focus, с большим отрывом от них — Jetta и Cerato. В “Комфорте+” ценят Optima, Sonata, Mondeo и Camry, а в бизнесе — E-Klasse, A6 и 5 series.

Машины для такси в основном покупают новыми, чтобы накатать 200-300 тысяч километров и затем продать. Проще, если машина взята в лизинг — тогда её попросту сдают компании обратно, а та уже заботится о продаже. Что-то уходит частным покупателям на вторичном рынке, но чаще эти машины продают другим таксистам — как правило, бэушные берут приезжие из Средней Азии, которые затем “укатывают” автомобили до предела их ресурса.

Среди старых и сильно пробежных машин лидируют самые выносливые — всё те же Renault Logan, а также Nissan Almera Classic и неувядающая Daewoo Nexia.

Немаловажный нюанс — многие таксисты ставят ГБО, так как при больших пробегах экономия на топливе выходит достаточно существенной. Здесь нужно учитывать, что газовое топливо даёт больше температурной нагрузки на двигатель. Какие-то моторы выносят это без сложностей, какие-то (например, у Focus) — уже к 100 тысячам могут оказаться с прогоревшими клапанами.

Машины не так уж часто покупают собственные — есть как минимум три схемы сотрудничества с парками. Можно отдавать фиксированные суммы за аренду в день или процент. Можно договориться так, что через 2 года работы машину можно забрать себе. Практически всегда мойка и заправка в таких случаях — на водителе, а ремонт — на арендодателе.

Лицензирование водителей

По закону, каждый таксист должен иметь разрешение на вид деятельности. Компании оформляют их на своих сотрудников, ИП могут делать на самих себя. Разрешение за госпошлину выдаёт Минтранс.

15 лет назад было просто: ты либо нелегал и колесишь по городу в поисках случайных клиентов, либо официально устраиваешься на работу с лицензией, и клиентов тебе даёт диспетчер. Сейчас, когда рынок почти полностью захвачен агрегаторами, “возможны варианты”.

Самый либеральный и простой, по наблюдениям наших респондентов — Gett. Там лицензию не спрашивают, инструктируют водителей онлайн через приложение. Прошёл инструктаж? Можешь ехать.

Похожий подход практикует Bolt, бывший Taxify. Регистрация занимает буквально 5 минут, в офис ехать не нужно, лицензию иметь не обязательно.

Более жёсткие требования у Яндекс.Такси, не так давно объединившегося с российским Uber. Без лицензии получить доступ к приложению нельзя, но лично никуда ехать не нужно — всё онлайн.

Наиболее сложная процедура регистрации в Везёт. Каждый водитель должен лично приехать в офис для очного инструктажа, привезти с собой лицензию — иначе к заказам не допускают. Это, конечно, занимает время, но так агрегатор защищает себя от “случайных” людей и нелегалов.

Заработок и бонусы

По состоянию на начало осени 2019 года в Питере активно отвоёвывает свой кусок рынка Bolt. Благодаря бонусам, доход от поездок от Bolt самый высокий при прочих равных. За выполнение дневной или недельной нормы заказов получают фиксированные суммы до 100 тысяч рублей. Все трезво понимают, что долго это не продлится, так как агрегатор явно работает “на рост” себе в убыток — так уже бывало раньше и с Uber, и с Яндексом. Но отчего бы не пользоваться возможностью?

У остальных агрегаторов доходы плюс-минус те же самые, в пределах среднерыночных. Бывают и бонусы, но сейчас не такие “жирные”, как у Bolt. Доходность в этом бизнесе не очень большая — все выезжают за счёт объема, поэтому в течение долгого времени предлагать какие-то особо выгодные (или особо невыгодные) условия для водителей невозможно.

Если рассматривать только базовые цифры, то самая высокая комиссия у Яндекса/Uber — 24% (это базовая комиссия, плюс плата за пользование приложением, плюс НДС и комиссия парка). На втором месте Gett — 22%. Bolt предлагает по низу рынка — 20% комиссии. Ещё чуть выгоднее ставка у Везёт —  19% (для брендированных машин ещё ниже).

Важно упомянуть и некоторые приятные особенности. Так, у Яндекса самая совершенная система повышающих коэффициентов. Дождь? Час Пик? Алые Паруса? Приехал Путин? Яндекс сразу же повышает цену для клиента при росте спроса, в итоге таксист за поездку, которая в “обычное” время стоит 600-700 рублей, может получить 3000.

Своя “фишка” у Везёт — агрегатор может платить за заказы наличными, а не переводами на карту. Когда по разным причинам нужен кэш, водители берут заказы именно там. Ещё один важный нюанс — Везёт не аутсорсит работу с водителями посредникам, в отличие от всех остальных, договор на информационные услуги подписывается в офисе.

Интерфейс приложений

Лучшее приложение у Яндекса — кстати, водители получают в него заказы сразу из двух клиентских приложений — и Яндекс.Такси, и Uber Россия. Управление интуитивно понятное, удобств масса: например, можно посмотреть статистику заказов — сколько заказов выполнил, сколько км проехал, сколько заработал и за какое время. Очень выручают смежные Яндекс-сервисы — например, навигатор и аренда автомобилей для такси.

Интерфейс Яндекс.Такси и Uber Россия

Но есть несколько ложек дёгтя. Служба поддержки, которая рассматривает обращения водителей сутками. Зачастую, пока идёт рассмотрение, таксист остается в “бане”, то есть не может принимать заказы. Конечного адреса поездки до её начала не видно. Нельзя добавить в цену поездки платную дорогу или платную стоянку — ни водителю, ни клиенту. Ещё есть подозрения на скручивание километража, о расхождениях с показаниями бортового одометра нам рассказали двое из четырех спикеров. Впрочем, последнее мы оставляем на совести водителей — вполне вероятно, что это лишь слухи.

Интерфейс Яндекс.Такси и Uber Россия

Gett и Bolt в целом, по основной функциональности, не отстают от Яндекса — всё так же понятно. Но так как компании узко специализированы на перевозках в такси, никаких полезных смежных сервисов у них нет, а карты — от Гугла, и работают они куда хуже. Из плюсов Гетта — видно конечную точку поездки и можно добавить платную дорогу и стоянку. Поддержка у Гетта и Болта субъективно работает лучше, чем в Яндексе. Как минимум, быстрее точно. Твёрдое второе место в рейтинге на двоих.

Интерфейс Bolt

На почётном четвёртом месте в рейтинге современности водительских приложений — Везёт. Оно написано на заре эры мобильной разработки, ещё до появления в России Убера, и с тех пор не особенно менялось. Интерфейс вполне устраивает тех, кто с приложением работает давно, но новых пользователей удивляет устаревшими решениями.

Интерфейс Везёт

Но есть свои “фишечки”. Например — функция, позволяющая выбрать район, пределы которого ты покидать не хочешь — удобно для тех, кто работает неполный день или просто не хочет далеко ездить. Второй мощный плюс — водитель всегда видит конечный адрес поездки, как у Гетта. Многим не хочется ездить в отдалённые районы типа Девяткино или Кудрово, поэтому фича очень нравится таксистам.

Промежуточный итог по агрегаторам

Питерский рынок насыщенный, поделенный, но Bolt всё же надеется на передел, чтобы впоследствии выйти на хороший объём, урезать бонусы и зарабатывать, как все, на небольшой наценке. Яндекс и Везёт идут “по накатанной”, причем если первые выигрывают за счёт развитости своих приложений (а Яндекс ещё и на мощи других своих сервисов), то последние делают ставку на кэш, личное знакомство с водителями и строгое лицензирование. Gett же на общем фоне выглядит бледновато и свою долю постепенно теряет. Также к категории вымирающих относится “Таксовичкофф”, который, как и Gett в своем время, пытался работать по “премиальной” бизнес-модели, когда цены были чуть выше, чем везде, зато неофициально агрегатор работал только с лицами славянской национальности. Ставка, очевидно, не сработала.

Кто заказывает такси

Портрет клиента питерского такси изменился и помолодел, и это напрямую связано с внедрением более гибкой ценовой политики. Ещё недавно минимальная стоимость поездки в Питере была 220 рублей, сейчас это 70 рублей, и услугу себе позволить может почти любой. Соответственно, в целом спрос на такси значительно вырос.

Точную статистику дать сложно, но наверное около 90% заказов делают через приложение. Остались ещё любители заказывать по телефону — такой клиентуры много, скажем, у Везёт.

Публика в такси в основном адекватная, но по большей части молчаливая — разговорам с таксистами большинство клиентов предпочитает смартфоны. Из популярных жалоб водителей — снижение оценок без какого-либо объяснения и видимой мотивации.

Чёткого разделения аудитории по приложениям нет, хотя среди пользователей Uber и Bolt субъективно больше молодёжи (западные стартапы — это модно!), а Везёт пользуется больше людей постарше.

Случаев откровенного беспредела со стороны клиентов наши респонденты не вспомнили. Культурная столица старается оправдывать своё громкое имя.

Типовые маршруты

Явных трендов выявить сложно, кроме стандартных поездок на вокзалы и в аэропорт. Сравнительно много туристов — просят покатать их по Невскому проспекту от Дворцовой площади до Московского вокзала и обратно.

Рабочий ритм

Часы наибольшей активности:

8-10 утра (все едут на работу)

5-7 вечера (все едут с работы)

9-10 вечера (едут развлекаться и обратно)

Наименьшая нагрузка — в обед, с часу до 4 дня, а также с 11 вечера до 5 утра в будни и с 2 ночи до 5 утра в выходные.

Типовые проблемы

С парковками и камерами критичных проблем нет, в отличие от Москвы. Камер мало, за малейшее пересечение сплошной линии никто не штрафует. В центре есть платные парковки, но ими таксисты пользуются редко. Регулярно попадаются люди, которые вызывают такси в точку, где нельзя стоять совсем, и вот тогда можно получить штраф.

Бандитов-вымогателей как таковых нет. Есть “мафия” в аэропорту, и это сама администрация. Бесплатное ожидание на парковке у терминала — 15 минут, а далее по 700 рублей за каждые полчаса. Более того, если выехал с территории аэропорта, то в следующий раз можешь заехать только через полчаса. Стоять в ожидании клиента бывает просто негде — теоретически, есть стоянка для такси, но там очень часто нет мест. Также, по неофициальной информации, ко входу в аэропорт можно попасть за взятку.

Окружающие водители к внезапным маневрам таксистов, которые продиктованы спешкой или неожиданными требованиями клиента, относятся по большей части спокойно. Инспекторы ГИБДД к таксистам тоже лояльны. Понимают, что люди на работе, и за минимальные нарушения не штрафуют. Что проверяют строго — так это лицензии и прочие положенные для таксиста атрибуты — правила перевозок, тарифы, огнетушитель и прочее. Этим занимаются сотрудники транспортной полиции, которые дежурят вместе с инспекторами ДПС — особенно часто у Московского вокзала и у аэропорта Пулково.. Особенно если машина не брендирована агрегаторами, которые требуют лицензию в обязательном порядке (Яндекс и Везёт). И ещё очень часто тормозят машины с водителями кавказской или азиатской внешности — проверяют подлинность водительских удостоверений.

Источник: https://www.kolesa.ru/article/nevidannaya-shchedrost-agregatorov-mafiya-v-aeroportu-i-izbiratelnaya-dps-kak-zhivetsya-taksistam-v-peterburge

Добавить комментарий