«Молодцы! Дают отпор оборзевшему «яшке»!» — поддерживают коллеги стачку водителей «Яндекс.Такси», работающих в бизнес-классе. Вот уже неделю таксисты на дорогих машинах отказываются выходить на линию, протестуя против снижения тарифов. Агрегатор объясняет непопулярное решение желанием расширить круг клиентов. Однако, по мнению самих водителей, цель у «Яндекса» иная: не пустить на рынок «бизнеса» нового конкурента — «Ситимобил».

ТАЙНЫЕ ПОКУПАТЕЛИ, ФЕЙКОВЫЕ ВЫЗОВЫ

При заказе «Яндекс.Такси» в последние дни пользователям приложения практически невозможно заказать бизнес-класс. В доступе для заказа оказывался самый распространенный «эконом», а также «комфорт» и «комфорт+». Это неслучайно. Как стало известно «БИЗНЕС Online», водители машин премиум-класса отказываются выходить на маршрут по принципиальным соображениями. Из 200 таксистов с машинами бизнес-класса, которые работают в городе, в эти дни на линии максимум 10. Свой демарш водители объясняют тем, что «Яндекс» неожиданно для них принял решение о существенном понижении тарифов в их ценовой категории.

Сегодня у офиса «Яндекс.Такси» на ул. Сайдашева, 12 прошла сходка таксистов, участвующих в стачке. Собрались порядка 20 водителей, но работница офиса по имени Сирень разочаровала прибывших заявлением, что такие вопросы решаются только в центральном офисе в Москве.

Не получив определенного ответа, таксисты наперебой начали делиться с «БИЗНЕС Online» своей болью. Например, в последнее время «Яндекс.Такси» регулярно подсаживает в машины тайных покупателей. «Буквально до всего могут „докопаться“», — рассказывает Инсаф. После негативных отзывов водитель оказывается «забаненным», то есть его отключают от заказов. Или же идет волна фейковых вызовов, когда пассажир в самый последний момент отказывается от поездки. Цель такой политики, уверены водители, — добиться от них беспрекословного подчинения и согласия ездить даже себе в убыток. Люди, которые купили очень дорогие автомобили, чтобы работать именно по тарифу «бизнес», остались, по их словам, практически без средств.

Другой наш собеседник, представившийся Федором, отмечает, что компания все время выдвигала дополнительные требования — костюм для водителя, бесплатная вода для пассажира, ежедневная мойка автомобиля, регистрация самозанятыми и прочее, но сама в ответ ничего не предлагала взамен. Недавнее снижение тарифов, по словам водителя, просто прорвало копившееся в людях раздражение. «Если они что-то придумывают, скидки какие-то, почему они это делают за наш счет?» — гневно вопрошали люди во дворе офиса. Ответа на свой риторический вопрос они так и не получили.

«У НАС ЕСТЬ ДРУГАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ЧТО ОНИ ХОТЯТ «СИТИМОБИЛ» СЮДА НЕ ПУСТИТЬ»

Водитель по имени Руслан, который работает с агрегатором с самого его открытия в Казани, на условиях анонимности рассказал, что минимальная стоимость поездки упала на 50 рублей — до 300 рублей, а стоимость километра снизилась с 20 до 17 рублей, цена минуты — до 10.

«В „Яндексе“ снижение тарифов объясняют тем, что нужно привлечь новые заявки. Но у нас есть другая информация, что они хотят „Ситимобил“ сюда не пустить. Пока те работают в эконом-формате, а „бизнеса“ у них нет. Но „Ситимобил“ хорошо у них [„Яндекса“] откусил в эконом-сегменте, вот они и нервничают», — объясняет Руслан.

Водители сравнивают расценки у других агрегаторов. Например, минималка в «бизнесе» у Gett-такси сегодня составляет 400 рублей, 20 рублей — за километр пути. Чуть ниже тариф у службы Wheely, но тоже выгодно для водителей. Удивительно, но расценки у «Яндекса» теперь стали менее выгодными для водителей, чем даже у традиционно экономичного такси «Татарстан» — минималка сейчас составляет те же 300 рублей, но цена за километр выше — 20 рублей.

По словам Руслана, они сейчас ведут переговоры с «Ситимобил» и другими агрегаторами, поскольку не видят понимания у партнеров. Однако от услуг «Яндекса» водители также отказываться не желают — агрегатор обладает большой клиентской базой. Им любят пользоваться, например, москвичи, которые посещают город с деловыми целями, именно они часто заказывают «бизнес» для путешествия из аэропорта и в аэропорт.

Стоит напомнить, что «Ситимобил» начал работать в Казани 27 августа, он сразу зашел с очень низкими тарифами (от 59 рублей за поездку) и нацелился захватить четверть рынка в регионе. «Ситимобил» был основан в 2007 году братьями Арамом и Оганесом Аракелянами. В апреле 2018-го об инвестициях в проект объявили Mail.Ru Group и «МегаФон» (бенефициар обеих компаний — олигарх Алишер Усманов), в июле 2019 года к инвестициям присоединился Сбербанк под руководством Германа Грефа.

«МЫ ВООБЩЕ НА ТРОПЕ ВОЙНЫ. ТУТ ТАКСИСТА УБИЛИ, ТАМ ТАКСИСТА УБИЛИ»

«Региональный представитель „Яндекса“ (водители предполагают, что это Федор Гончаров, замаскировавшийся под ником Гузель, — прим. ред.) попал в наш чат „бизнес-класса“ и начал нам угрожать: „Вы у меня все „татарку“ будете катать (то есть работать на такси „Татарстан“ — прим. ред.)“, — и прочие гадости и глупости», — говорит наш собеседник. Водитель предоставил редакции скрины этих бесед с предполагаемым представителем «Яндекса», в которых тот якобы пишет, что не даст «вашей шайке перетащить клиентов в Гетт и Вилку (Wheely — прим. ред.)» и грозит пожизненной блокировкой в сервисе (орфография и пунктуация авторов здесь и далее сохранены — прим. ред.).

«Если мои водители со среды не смогут работать в обычном режиме, то я передам ваши действия сначала тут в Нью Йоркский офис Убера. И вышестоящие инстанции Гетта и Вилли. пусть тогда они вами занимаются. Учитывая тот факт, что осноаные инвесторы иностранцы а они не любят беспредел», — пишет якобы представитель «Яндекс.Такси». Также он обещает сделать все от него зависящее, чтобы все участники забастовки «получили по заслугам».

На днях бастующие водители отправили руководству ООО «Яндекс.Такси» письмо-ультиматум. «В нынешней ситуации, когда стоимость всех товаров и услуг, в т. ч.  автомобилей и их обслуживания, неизменно растет, данное событие является неразумным и нелогичным. Что вызвало крайнее недовольство всех без исключения водителей, работающих в данном классе и отказ от выполнения заказов по новым ценам», — говорится в обращении.

Они вспоминают, что в июле 2019 года прошла встреча представителей водителей с  руководством «Яндекс.Такси», на которой были озвучены предложения по улучшению сервиса, с большинством из которых представители «Яндекс.Такси» согласились. При этом одним из основных пунктов было сокращение разницы между стоимостью поездок в классе «бизнес» и «комфорт+» путем увеличения тарифа в классе «комфорт+». Но результат был достигнут прямо противоположным способом — путем снижением тарифа в классе «бизнес», удивляются водители.

Водители «бизнеса» предлагают агрегатору повысить тарифы до уровня 15 рублей в минуту и до минимальной стоимости 400 рублей (при этом они готовы пойти на снижение стоимости километра до тех же 15 рублей). Также предлагается улучшить условия работы для водителей класса «комфорт+» — до уровня не менее 13 рублей за 1 км, 7 рублей за минуту и минимальной стоимости 250 рублей.

Руслан пояснил, почему тарифы в «бизнесе» должны быть выше. Во-первых, в этом классе водители работают на недешевых машинах стоимостью от 1,5 млн рублей, обслуживание и ремонт которых гораздо дороже. Также в такси бизнес-класса всегда должна иметься вода, самой машине и салону необходимо быть чистыми и опрятными в любую погоду. Если клиент пожаловался — водителя сразу же штрафуют. Плюс — чисто профессиональные риски у таксистов на дорогих машинах выше. «Мы вообще на тропе войны. Тут таксиста убили, там таксиста убили. И все это „Яндекс.Такси“», — ужасается работник агрегатора.

Получается парадоксальная ситуация, что в эконом-классе заработать оказывается гораздо проще. Если выполняешь 35 заявок в день, то «Яндекс» автоматически платит 6,1 тыс. рублей. «А если только на „бизнесе“ сидеть 12 часов, без дополнительных приоритетов, то 1,5–2 тысячи можно заработать», — подсчитал Руслан. Для сравнения: в Москве, по его сведениям, водители «бизнеса» зарабатывают от 10 до 20 тыс. в день.

«Серьезность намерений нашего коллектива подтверждается невозможностью заказать в Казани авто бизнес-класса по клиентскому приложению „Яндекс.Такси“», — говорится тем временем в письме водителей. В случае же положительного решения их вопроса они гарантируют нормализацию работы сервиса и улучшение показателей работы. Кроме того, водители обещают выполнять заказы «Яндекс.Такси» в приоритетном порядке и даже «приложат все усилия для недопуска агрегатора „СитиМобил“ с классом „бизнес“ и „комфорт+“ в Казань». Однако в ответ бастующих «Яндекс», по их словам, начал в рандомном порядке отправлять в черный список.

Пресс-секретарь «Яндекс.Такси» Наталья Рожкова объяснила корреспонденту «БИЗНЕС Online» логику, которой руководствовались в компании при принятии решения о снижении тарифа «бизнес». По ее словам, в Казани сложилась ситуация, когда тариф «бизнеса» отпугивал клиентов и заработок этой категории водителей оставлял желать лучшего. Однако повышение тарифа привело бы к обратному эффекту — у «бизнеса» осталось бы еще меньше клиентов. «Поездки по тарифу „бизнес“ в Казани были дорогими и их заказывали редко: водители „бизнеса“, по нашим данным, в среднем ждали заказа по 25–30 минут, — заметила Рожкова. — Из-за простоя их часовой заработок был на треть ниже, чем у водителей „эконома“. Мы поменяли структуру тарифа, чтобы добиться увеличения числа поездок и роста часового заработка водителей».

В пресс-службе «Яндекс.Такси» также добавили, что водители приписывают Гончарову не его слова. Офис Uber — в Сан-Франциско, и он не имеет отношения к российскому Uber, который объединился с «Яндекс.Такси». «Такие вещи может писать только человек, который не понимает, как устроены компания „Яндекс.Такси“ и Uber, на каких принципах выстроено их взаимодействие друг с другом, — добавила Рожкова. — Офис Uber находится в Сан-Франциско, и он не имеет отношения к российскому Uber, который объединился с „Яндекс.Такси“».

«ЯШЕВИКИ» МОГУТ НАГНАТЬ АРЕНДНИКОВ ИЗ ДРУГИХ ГОРОДОВ, НО ПРИ ТАКОЙ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКЕ ЖИТЬ ИМ МАКСИМУМ ТРИ МЕСЯЦА»

В группе во «ВКонтакте» «Яндекс такси Uber Казань (водители)» активно обсуждается демарш бизнес-водителей. В адрес бунтовщиков чаще всего звучат одобрительные комментарии.

«Молодцы! Дают отпор оборзевшему яшке (то есть „Яндексу“ — прим. ред.)! Жаль с экономом так не получается», — написал в комментариях к опубликованным требованиям пользователь Кшиштоф Олива.

«Меня больше интересует, как они сумели так классно саморганизоваться?» — задумался Дмитрий Верховцев. «Потому что их не так много, в отличие от эконома, в этом я считаю они молодцы», — ответил Дмитрий Фролов.

«Надо помочь бизнесам восстановиться. Что бы поняли, что есть коллектив. Хотя, в яше, водители, не все, но большинство, каждый сам за себя. Обрадуются что машин меньше стало и вперед за кэфом», — рассуждает Ильнар Шигапов. «Это не эконом! Тут так не получиться, если весь бизнес класс откажется по тем или иным причинам от Яши, яшевики максимум что смогут сделать это нагнать арендников с других городов, но при такой ценовой политике жить им максимум 3 мес. Я считаю надо стоять до конца и не уступать Яши не на см!» — ответил ему Зульфат Мухаметшин.

«В итоге почти всех бунтовщиков в черный список закинули», — подчеркнул Андрей Киселев. «Значит это эадело яшу», — сделал вывод Ильнар Шигапов. Пользователи также выкладывали скриншоты из приложения «Яндекс.Такси», на которых были отмечены активные водители «бизнеса». В ответных комментариях в их адрес сыпались оскорбления.

Сразу несколько регионов захлестнула забастовка водителей против «Яндекс.Такси», однако только в Казани бастует «бизнес-класс». 1 ноября около 100 водителей в Твери не выехали на линию, в итоге средний ценник для пассажиров значительно подрос. Ряд городов Подмосковья присоединился к акции. 5 ноября вышли на стачку водители в Брянске с жалобами на низкую зарплату и тяжелые условия труда.

В некоторых регионах акции таксистов привлекли внимание властей. Так, 13 ноября в Сыктывкаре намечается забастовка водителей с требованием изменить ценовую политику. Министр инвестиций, промышленности и транспорта Коми Александр Ремига заявил, что чиновники будут встречаться с водителями такси. «Будем вырабатывать модель взаимоотношений. Такси сегодня на грани выживания. У нас перевозки и так недорогие, плюс у них забирают часть дохода агрегаторы», — отметил Ремига.

Источник: https://m.business-gazeta.ru/article/445285

Добавить комментарий