Ценообразование на рынке такси зависит от множества факторов, если агрегаторы изменят этот алгоритм, это не будет выгодно ни пассажирам, ни водителям. Такое мнение высказал вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, комментируя претензии департамента антимонопольного регулирования Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) к агрегаторам такси.
«В основе механизма ценообразования — концепция эластичности спроса <…> Зная уровень доходов населения, количество водителей на линии, погодные условия, себестоимость поездок, норму прибыли, размер комиссии агрегатора и еще ряд вводных, алгоритм динамически управляет ценообразованием, чтобы максимизировать количество заказов и не отпугнуть потребителя, при этом сохранив выгоду водителя. Поэтому агрегаторы не могут ни задрать тарифы — уйдут потребители, ни снизить — будет невыгодно водителям», — рассказал он.
Шапарин также отметил, что комиссии «было бы разумно» разобраться с ситуацией «хищнического субсидирования тарифов», когда тарифы сильно понижаются. Эксперт подчеркнул, что подобная ситуация также не идет на пользу ни потребителю, который привыкнет к низким ценам и после окончания субсидий откажется от сервиса, ни водителям, которые также останутся обманутыми.
7 апреля «Ведомости» ознакомились с посланием ЕЭК организациям рынка такси в России, Казахстане, Армении, Белоруссии и Киргизии на тему ценообразования на профильном рынке.
ЕЭК намерена провести расследование, которое покажет признаки «запрещенной координации экономической деятельности водителей со стороны агрегаторов такси». Как отмечается в документе, агрегаторы сами устанавливают тарифы на перевозку пассажиров, в то время как водители и таксопарки не принимают участия в процессе — они могут лишь согласиться работать по тарифам, либо отказаться от подключения к ним.
В ЕЭК считают, что это ущемляет интересы как самих водителей, так и пассажиров.
В самих агрегаторах считают, что ценообразование формируется по рыночным механизмам, что, наоборот, способствует развитию конкуренции. Так, представитель сервиса «Везет» отметил, что поездки на сегодняшний день являются доступными и прозрачными для пассажиров, а за счет динамики спроса увеличилась емкость рынка такси. Следовательно, это привело к появлению новых рабочих мест для водителей, подчеркнул он.
В сервисе «Максим», в свою очередь, добавили, что у водителя всегда есть право отказаться от выполнения заказа, предлагаемого агрегатором, если он не согласен со стоимостью поездки.
Опрошенные сервисы заказа такси объясняют, что устанавливают цены сами с помощью своих алгоритмов, которые учитывают текущую ситуацию на локальном рынке (вплоть до района города), актуальный спрос, количество свободных машин, погодные условия и другие факторы. Это рыночный механизм, который позволил нарастить емкость рынка и обезопасить поездки, говорит представитель «Яндекс.Такси».
Источник: https://iz.ru/1148094/2021-04-15/ekspert-prokommentiroval-podozreniia-eek-v-narushenii-konkurentcii-agregatorami-taksi