Сегодня на автомобили-такси уже никто не обращает внимания. Ну такси и есть такси – обычная серийная легковушка с «шашечками» или каким-нибудь брендом агрегатора на весь борт. Но в долгой истории этих машин существовало множество невероятных и удивительных такси специальных конструкций, предлагавших пассажирам максимальное удобство и безопасность, а также лёгкое размещение багажа.
В Советском Союзе такси существовало с 1925 года. Поначалу это были иностранные легковушки, а после войны их основой без особых изменений становились практически все легковые машины – от хрупких Москвичей до представительских ЗИС-110, выполнявших междугородные рейсы.О них уже много сказано и написано, поэтому перейдем к такси-уникам.
Конкурс такси вместо войны
3 мая 1945 года, когда ещё не отгремели залпы Второй мировой, в Париже состоялся конкурс городских такси, над которыми энтузиасты тайно работали в военное время. Там были представлены работоспособные машины и макетные образцы, выполненные по редкой в те годы вагонной компоновке с продвинутым вперед двигателем, почти круговой обзорностью, распашными или сдвижными дверями пассажирских салонов.
Такая компоновка позволила создать компактные обтекаемые кузова увеличенной высоты с вместимостью до шести человек с багажом. Для сокращения массы на ряде машин применяли алюминий, лёгкие сплавы, пластиковые детали и панели.
Наиболее перспективным комиссия признала лёгкое и экономичное такси фирмы CGV (Compagnie Générale des Voitures) с алюминиевым кузовом, однолитровым моторчиком и трёхступенчатой коробкой передач, расходовавшее всего семь литров бензина на 100 километров.
Звание самого революционного получил переднеприводный образец с отдельным салоном на трех-четырех пассажиров. Под полом кабины водителя помещался горизонтальный двухцилиндровый моторчик с трансмиссией. Для размещения багажа служили места рядом с водителем, у перегородки в салоне и в открытом кофре позади кузова.
Единственное такси Америки
Эта статья стала удачным поводом, чтобы рассказать об уникальных такси Checker («Чеккер»), которые выпускались, возили пассажиров и снимались в крутых боевиках только в Соединенных Штатах. Они считались олицетворением солидных, просторных, удобных и самых популярных такси Америки, которые уже в 1960-е стояли во главе всего таксомоторного бизнеса США.
Истоки фирмы Checker ведут в Смоленск, где родился и изучал ремесло портного будущий крутой бизнесмен Морис Маркин. В 19 лет он эмигрировал в Америку, не зная ни слова по-английски, но был твердо уверен, что ему повезёт. И действительно, в 1921 году Маркину удалось по случаю приобрести обанкротившееся кузовное производство, переименованное в Markin Automobile Body. Затем он прикупил таксомоторную фирму Checker Taxi и переехал с ней в городок Каламазу, штат Мичиган. Там он основал корпорацию Checker Motors Corporation, которая уже в 1922-м выпускала простейшие такси марки Checker, в переводе «шахматная доска».
По окончании Второй мировой войны в течение 37 лет Checker специализировался на выпуске массивных, прочных и простых седанов-такси. Почти всё это время на них монтировали шестицилиндровые двигатели Continental Red Seal образца 1939 года, механическую трёхступенчатую коробку передач, переднюю независимую подвеску и лонжеронную раму с Х-образной поперечиной.
Многочисленные собственные кузова, вмещавшие до восьми человек, имели яркую окраску, светящиеся фонари с надписью Taxi и оригинальные орнаменты из черно-белых шахматных лент («шашечек») на боковинах и на крыше.
В 1947-м первую послевоенную «тройку» возглавила 80-сильная модель А2 с задним трёхместным сиденьем и старомодной внешностью с огромными «надутыми» крыльями, к которой до середины 1950-х подсоединились версии А4 и А6 с разными облицовками передка.
В 1956-м появилась переходная модель А8 со спрямлёнными формами и витиеватой облицовкой, на которой, помимо базового мотора, применялся вариант с верхнеклапанной головкой блока, позволивший довести мощность до 96 сил.
Её прямой наследник А9 в конце 50-х продемонстрировал новый упрощенный и слегка громоздкий стиль «Чеккера»: массивный кузов понтонного типа с тремя рядами сидений, скромная облицовка радиатора и две пары круглых фар.
Другими новинками стало увеличение мощности верхнеклапанного мотора до 122 л.с. и применение гидромеханической трансмиссии компании Borg-Warner. Эта конструкция и стиль почти без изменений сохранялись в течение 25 лет.
В 1963-м начался выпуск самого известного американского такси Checker А11, прервавшего относительно спокойную жизнь фирмы. Началось с того, что через год был прекращен выпуск мотора Red Seal, но из оставшихся деталей было решено продолжать его сборку, доведя мощность до 140 сил.
Все последующие годы «Чеккер» занимался поисками новых мощных и экономичных силовых агрегатов, а вовсе не модернизацией быстро устаревавшей неповоротливой и неэкономичной, но крайне популярной машины.
В разные отрезки времени компании Checker и Chevrolet предлагали для такси А11 несколько версий рядных и V-образных агрегатов мощностью до 300 сил. С 1970-го применялась автоматическая трансмиссия корпорации General Motors. К другим новинкам относились передние дисковые тормоза, широкие алюминиевые бамперы, ремни безопасности и телескопическая рулевая колонка.
Все эти усилия не спасли Checker: последняя машина этой марки сошла с конвейера в 1982-м.
Классика жанра непобедима: такси Великобритании
В послевоенной стране туманного Альбиона потихоньку велись работы по созданию новых такси-кэбов, полностью удовлетворявших самые нелепые требования пассажиров, нравы и обычаи островитян. Это были достаточно крупные машины черного цвета с высокими кузовами, позволявшими стоять в полный рост, задними мягкими креслами, двумя складными местами (страпонтенами) на перегородке и открытым отсеком для багажа, который перевозили буквально «на семи ветрах». К технологическим традициям относили ставку на покупные агрегаты, сборку одинаковых машин на разных фирмах и надпись Taxi над лобовым стеклом вместо привычных «шашечек».
В 1947 году первой ласточкой стал старомодный автомобиль-такси Wolseley Oxford с верхнеклапанным 55-сильным мотором и цельнометаллическим кузовом с открытым левым проёмом для багажа и таксометра.
Уже в 1948-м появился наследник Austin FX3 с 67-сильным двигателем и цельнометаллическим кузовом компании Carbodies, выпускавшийся с четырьмя распашными дверями, с левыми сдвижными или полностью открытыми багажными отделениями взамен дверей. В опытном порядке на нём монтировали тракторный дизель и автоматическую коробку передач. Машин FX3 было собрано свыше 12 тысяч.
В феврале 1955 года начался выпуск малоизвестного шотландского такси-кэба Beardmore Paramount Mk VII, получавшего моторы от британских легковушек Ford и фирмы Perkins. Его особенностями были высокий обтекаемый и привлекательный алюминиевый кузов на стальном каркасе, рычаг переключения передач на рулевой колонке и таксометр на перегородке.
В последний раз на нём использовался открытый багажный отсек, на месте которого в 1965-м установили обычную дверь. На трех заводах собрали 650 такси седьмой серии.
Следующий автомобиль-такси Austin FX4, с сентября 1958 года массово выпускавшийся компанией British Motor Corporation, превратился в очередной особый символ Лондона и стал своеобразной визитной карточкой британских городов, где их по-прежнему именовали кэбами. В удлиненном кузове фирмы Carbodies размещались два дивана и два откидных места на перегородке. Пространство между ними занимал багаж, а мелкие вещи можно было уложить рядом с водителем.
На первом варианте стоял прежний бензиновый мотор от модели FX3, новая автоматическая коробка передач Borg-Warner и мягкая пружинная подвеска. Впоследствии их сменили силовые агрегаты и трансмиссии от внедорожников.
В 1982 году британская компания British Leyland, собиравшая такси Austin, передала свои права кузовной компании Carbodies. В результате родилась небольшая промышленная группа London Taxis International (LTI), выпускавшая эти машины под маркой LTI FX4. В общей сложности до 1997 года было собрано 75 тысяч такси серии FX4.
В 1968-1972 годах пассажиров развозил привлекательный такси-кэб Winchester Mk III одноименной фирмы со стеклопластиковым кузовом и подсветкой подножек. На первых порах на нём использовали 60-сильный газовый мотор от легковушки Ford Cortina и дизель Perkins, а на третьей версии установили дизельный вариант от фургонов Ford Transit. Их собрали всего 200 штук.
В 1987-м на лондонские улицы вышло приземистое такси Metrocab, которое злые языки прозвали катафалком. Его главной особенностью был пластиковый кузов компании Metropolitan-Cammel-Weymann (MCW) с широкими дверями, приспособленный для перевозки инвалидов в колясках.
На нём применяли дизели Ford Transit и Perkins мощностью 75 и 90 сил, механические или автоматические трансмиссии, усилители рулевого управления, дисковые тормоза и безопасную рулевую колонку. «Метрокэб» собирали две фирмы, которые до 2006 года изготовили 4,5 тысячи такси.
В октябре 1997-го на свет появился самый совершенный и привлекательный пятиместный такси-кэб TX1 повышенной комфортности, созданный компанией LTI. Его оснастили 80-сильным дизелем Nissan, четырехпозиционной автоматической коробкой передач и принципиально новым обтекаемым кузовом с широкими дверями и сиденьями. Машина развивала скорость 130 км/ч и расходовала девять литров топлива на 100 километров.
В 2002–2006 годах в производстве находился вариант TXII (ТХ2) с английским 2,4-литровым дизелем Ford, прежней автоматической трансмиссией или новой механической пятиступенчатой коробкой передач.
В 2007-м их сменил третий вариант TX4, отличавшийся от предыдущих прямоугольной решеткой радиатора, наличием подфарников и деталями интерьера.
О других оригинальных такси советского и иностранного происхождения читайте в следующих публикациях.
На заглавной фотографии — Самый совершенный, удобный и привлекательный лондонский автомобиль-такси TX4
Источник: https://www.kolesa.ru/article/vse-dlya-passazhira-neobychnye-avtomobili-taksi-iz-sssr-frantsii-ssha-i-anglii