Сегодня на автомобили-такси уже никто не обращает внимания. Ну такси и есть такси – обычная серийная легковушка с «шашечками» или каким-нибудь брендом агрегатора на весь борт. Но в долгой истории этих машин существовало множество невероятных и удивительных такси специальных конструкций, предлагавших пассажирам максимальное удобство и безопасность, а также лёгкое размещение багажа.
В Советском Союзе такси существовало с 1925 года. Поначалу это были иностранные легковушки, а после войны их основой без особых изменений становились практически все легковые машины – от хрупких Москвичей до представительских ЗИС-110, выполнявших междугородные рейсы.О них уже много сказано и написано, поэтому перейдем к такси-уникам.
Конкурс такси вместо войны
3 мая 1945 года, когда ещё не отгремели залпы Второй мировой, в Париже состоялся конкурс городских такси, над которыми энтузиасты тайно работали в военное время. Там были представлены работоспособные машины и макетные образцы, выполненные по редкой в те годы вагонной компоновке с продвинутым вперед двигателем, почти круговой обзорностью, распашными или сдвижными дверями пассажирских салонов.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/2779139d-8719-4305-9a2e-260bf4b606c0/image17-result.jpg)
![](https://kolesa-uploads.ru/-/73b2c5c7-48d8-49e9-bbb5-79c560e9e14f/image16-result.jpg)
Такая компоновка позволила создать компактные обтекаемые кузова увеличенной высоты с вместимостью до шести человек с багажом. Для сокращения массы на ряде машин применяли алюминий, лёгкие сплавы, пластиковые детали и панели.
Наиболее перспективным комиссия признала лёгкое и экономичное такси фирмы CGV (Compagnie Générale des Voitures) с алюминиевым кузовом, однолитровым моторчиком и трёхступенчатой коробкой передач, расходовавшее всего семь литров бензина на 100 километров.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/c3fd5dfd-811a-4bc3-b4df-984d8814f365/image21-result.jpg)
Звание самого революционного получил переднеприводный образец с отдельным салоном на трех-четырех пассажиров. Под полом кабины водителя помещался горизонтальный двухцилиндровый моторчик с трансмиссией. Для размещения багажа служили места рядом с водителем, у перегородки в салоне и в открытом кофре позади кузова.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/7b9bd937-0e21-4d46-b6b2-e87f4c8ee388/image19-result.jpg)
Единственное такси Америки
Эта статья стала удачным поводом, чтобы рассказать об уникальных такси Checker («Чеккер»), которые выпускались, возили пассажиров и снимались в крутых боевиках только в Соединенных Штатах. Они считались олицетворением солидных, просторных, удобных и самых популярных такси Америки, которые уже в 1960-е стояли во главе всего таксомоторного бизнеса США.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/79f0c581-25d3-4a9a-b794-46cff0506040/image26-result.jpg)
Истоки фирмы Checker ведут в Смоленск, где родился и изучал ремесло портного будущий крутой бизнесмен Морис Маркин. В 19 лет он эмигрировал в Америку, не зная ни слова по-английски, но был твердо уверен, что ему повезёт. И действительно, в 1921 году Маркину удалось по случаю приобрести обанкротившееся кузовное производство, переименованное в Markin Automobile Body. Затем он прикупил таксомоторную фирму Checker Taxi и переехал с ней в городок Каламазу, штат Мичиган. Там он основал корпорацию Checker Motors Corporation, которая уже в 1922-м выпускала простейшие такси марки Checker, в переводе «шахматная доска».
![](https://kolesa-uploads.ru/-/b66284c6-040f-4225-95c5-8e701b1c7aa2/image22-result.jpg)
По окончании Второй мировой войны в течение 37 лет Checker специализировался на выпуске массивных, прочных и простых седанов-такси. Почти всё это время на них монтировали шестицилиндровые двигатели Continental Red Seal образца 1939 года, механическую трёхступенчатую коробку передач, переднюю независимую подвеску и лонжеронную раму с Х-образной поперечиной.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/df8b7de5-e6ec-4e66-83d1-bea29cafec9e/image24-result.jpg)
Многочисленные собственные кузова, вмещавшие до восьми человек, имели яркую окраску, светящиеся фонари с надписью Taxi и оригинальные орнаменты из черно-белых шахматных лент («шашечек») на боковинах и на крыше.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/7d15a132-e967-4789-8a84-6cd39aa4bd92/image27-result.jpg)
В 1947-м первую послевоенную «тройку» возглавила 80-сильная модель А2 с задним трёхместным сиденьем и старомодной внешностью с огромными «надутыми» крыльями, к которой до середины 1950-х подсоединились версии А4 и А6 с разными облицовками передка.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/b271b6a1-7923-4b6b-ae1c-29a92fc19d39/image29-result.jpg)
В 1956-м появилась переходная модель А8 со спрямлёнными формами и витиеватой облицовкой, на которой, помимо базового мотора, применялся вариант с верхнеклапанной головкой блока, позволивший довести мощность до 96 сил.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/225172b4-53b0-4cb6-8be7-7ff6b79ecd4d/image31-result.jpg)
Её прямой наследник А9 в конце 50-х продемонстрировал новый упрощенный и слегка громоздкий стиль «Чеккера»: массивный кузов понтонного типа с тремя рядами сидений, скромная облицовка радиатора и две пары круглых фар.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/ef6989cd-2ef3-4d35-9cf7-1cb74c876ef4/image33-result.jpg)
![](https://kolesa-uploads.ru/-/cd4e2149-0ff4-436c-9d56-1948bb4f0f37/image35-result.jpg)
Другими новинками стало увеличение мощности верхнеклапанного мотора до 122 л.с. и применение гидромеханической трансмиссии компании Borg-Warner. Эта конструкция и стиль почти без изменений сохранялись в течение 25 лет.
В 1963-м начался выпуск самого известного американского такси Checker А11, прервавшего относительно спокойную жизнь фирмы. Началось с того, что через год был прекращен выпуск мотора Red Seal, но из оставшихся деталей было решено продолжать его сборку, доведя мощность до 140 сил.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/fd9e340c-a50d-41b9-8479-660f8e489b30/image36-result.jpg)
Все последующие годы «Чеккер» занимался поисками новых мощных и экономичных силовых агрегатов, а вовсе не модернизацией быстро устаревавшей неповоротливой и неэкономичной, но крайне популярной машины.
В разные отрезки времени компании Checker и Chevrolet предлагали для такси А11 несколько версий рядных и V-образных агрегатов мощностью до 300 сил. С 1970-го применялась автоматическая трансмиссия корпорации General Motors. К другим новинкам относились передние дисковые тормоза, широкие алюминиевые бамперы, ремни безопасности и телескопическая рулевая колонка.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/14ae6408-e3ab-41ef-83fe-7e9a8fb8da55/image37-result.jpg)
Все эти усилия не спасли Checker: последняя машина этой марки сошла с конвейера в 1982-м.
Классика жанра непобедима: такси Великобритании
В послевоенной стране туманного Альбиона потихоньку велись работы по созданию новых такси-кэбов, полностью удовлетворявших самые нелепые требования пассажиров, нравы и обычаи островитян. Это были достаточно крупные машины черного цвета с высокими кузовами, позволявшими стоять в полный рост, задними мягкими креслами, двумя складными местами (страпонтенами) на перегородке и открытым отсеком для багажа, который перевозили буквально «на семи ветрах». К технологическим традициям относили ставку на покупные агрегаты, сборку одинаковых машин на разных фирмах и надпись Taxi над лобовым стеклом вместо привычных «шашечек».
![](https://kolesa-uploads.ru/-/4174929e-65e8-4f6c-a384-c042208e50e6/image38-result.jpg)
В 1947 году первой ласточкой стал старомодный автомобиль-такси Wolseley Oxford с верхнеклапанным 55-сильным мотором и цельнометаллическим кузовом с открытым левым проёмом для багажа и таксометра.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/26b4ffb5-bd1d-47d3-81b1-0ee86faaefb7/image4-result.jpg)
Уже в 1948-м появился наследник Austin FX3 с 67-сильным двигателем и цельнометаллическим кузовом компании Carbodies, выпускавшийся с четырьмя распашными дверями, с левыми сдвижными или полностью открытыми багажными отделениями взамен дверей. В опытном порядке на нём монтировали тракторный дизель и автоматическую коробку передач. Машин FX3 было собрано свыше 12 тысяч.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/fee6c96a-3e48-481c-a9a4-33a1058b56b4/image2-result.jpg)
![](https://kolesa-uploads.ru/-/4a6d39bf-fe20-4ab2-a8f1-a2b25a850cde/image3-result.jpg)
В феврале 1955 года начался выпуск малоизвестного шотландского такси-кэба Beardmore Paramount Mk VII, получавшего моторы от британских легковушек Ford и фирмы Perkins. Его особенностями были высокий обтекаемый и привлекательный алюминиевый кузов на стальном каркасе, рычаг переключения передач на рулевой колонке и таксометр на перегородке.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/26b4ffb5-bd1d-47d3-81b1-0ee86faaefb7/image4-result.jpg)
![](https://kolesa-uploads.ru/-/45ba36c4-9352-444a-805b-a0b2eb9e8042/image5-result.jpg)
![](https://kolesa-uploads.ru/-/abf41299-4e88-4b0a-80d7-ef5e45e3d6df/image6-result.jpg)
В последний раз на нём использовался открытый багажный отсек, на месте которого в 1965-м установили обычную дверь. На трех заводах собрали 650 такси седьмой серии.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/0969d7d7-922d-4fc1-8a81-216379428106/image7-result.jpg)
Следующий автомобиль-такси Austin FX4, с сентября 1958 года массово выпускавшийся компанией British Motor Corporation, превратился в очередной особый символ Лондона и стал своеобразной визитной карточкой британских городов, где их по-прежнему именовали кэбами. В удлиненном кузове фирмы Carbodies размещались два дивана и два откидных места на перегородке. Пространство между ними занимал багаж, а мелкие вещи можно было уложить рядом с водителем.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/05269a5a-9219-4ed7-aa53-51993800a175/image8-result.jpg)
На первом варианте стоял прежний бензиновый мотор от модели FX3, новая автоматическая коробка передач Borg-Warner и мягкая пружинная подвеска. Впоследствии их сменили силовые агрегаты и трансмиссии от внедорожников.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/6c8fd465-1114-4b07-a37a-46148eb4391d/image9-result.jpg)
В 1982 году британская компания British Leyland, собиравшая такси Austin, передала свои права кузовной компании Carbodies. В результате родилась небольшая промышленная группа London Taxis International (LTI), выпускавшая эти машины под маркой LTI FX4. В общей сложности до 1997 года было собрано 75 тысяч такси серии FX4.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/e8292827-9248-49da-b68d-8b334c75fe50/image10-result.jpg)
В 1968-1972 годах пассажиров развозил привлекательный такси-кэб Winchester Mk III одноименной фирмы со стеклопластиковым кузовом и подсветкой подножек. На первых порах на нём использовали 60-сильный газовый мотор от легковушки Ford Cortina и дизель Perkins, а на третьей версии установили дизельный вариант от фургонов Ford Transit. Их собрали всего 200 штук.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/7dc9683e-cced-452f-bb53-925abdfe8655/image18-result.jpg)
В 1987-м на лондонские улицы вышло приземистое такси Metrocab, которое злые языки прозвали катафалком. Его главной особенностью был пластиковый кузов компании Metropolitan-Cammel-Weymann (MCW) с широкими дверями, приспособленный для перевозки инвалидов в колясках.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/9e791d50-080d-4823-b9fc-135966a52902/image20-result.jpg)
На нём применяли дизели Ford Transit и Perkins мощностью 75 и 90 сил, механические или автоматические трансмиссии, усилители рулевого управления, дисковые тормоза и безопасную рулевую колонку. «Метрокэб» собирали две фирмы, которые до 2006 года изготовили 4,5 тысячи такси.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/b8f584af-225e-4519-ad3e-3da14f8c2644/image23-result.jpg)
![](https://kolesa-uploads.ru/-/1e241936-0a89-43b6-9f28-6d989f533fb8/image25-result.jpg)
![](https://kolesa-uploads.ru/-/b9ff9fe9-2394-4c77-9d9c-a8d3bdbfdcf2/image28-result.jpg)
В октябре 1997-го на свет появился самый совершенный и привлекательный пятиместный такси-кэб TX1 повышенной комфортности, созданный компанией LTI. Его оснастили 80-сильным дизелем Nissan, четырехпозиционной автоматической коробкой передач и принципиально новым обтекаемым кузовом с широкими дверями и сиденьями. Машина развивала скорость 130 км/ч и расходовала девять литров топлива на 100 километров.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/50a83c40-b2fe-46af-bdd2-2710a597d69e/image30-result.jpg)
В 2002–2006 годах в производстве находился вариант TXII (ТХ2) с английским 2,4-литровым дизелем Ford, прежней автоматической трансмиссией или новой механической пятиступенчатой коробкой передач.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/aca6f1c9-0b32-4635-847c-bef2474e4e36/image32-result.jpg)
![](https://kolesa-uploads.ru/-/4a26a781-79d4-42ec-a22e-842a1490abf5/image34-result.jpg)
В 2007-м их сменил третий вариант TX4, отличавшийся от предыдущих прямоугольной решеткой радиатора, наличием подфарников и деталями интерьера.
О других оригинальных такси советского и иностранного происхождения читайте в следующих публикациях.
На заглавной фотографии — Самый совершенный, удобный и привлекательный лондонский автомобиль-такси TX4
Источник: https://www.kolesa.ru/article/vse-dlya-passazhira-neobychnye-avtomobili-taksi-iz-sssr-frantsii-ssha-i-anglii